Примечания

Глава 19 423. См. приложение 3. 424. Пророки Амос и Иеремия прямо отрицают существование обрядовогоЗакона в эпоху Моисея: Ам 5, 25; Иер 7, 21. 425. Ср., напр.. Втор 12, 11 и Суд 13, 19. 426. Книга Завета охватывает 20 глав Исхода со стиха 22, а также главы21-22. Она явно выделена в Библии как одно целое. 427. Исх 34. 428. См.: Н. Rowley. Moses and the Decalog, 1951. 429. См.: Мих 6, 7 сл; Ам 2, 4; Осия 8, 12. О сходстве по формеДекалога и "исповеди Книги Мертвых" см.: G. Ricciotti. The History ofIsrael, p. 242. 430. См.: Р. Киттель. История еврейского народа, с. 168; RFIB, v. I, p.345; J. Bright. A History of Israel, p. 130. О синайском алфавите см.: Д.Дирингер. Алфавит, 1963, с. 239. 431. Текст дан здесь в реконструированном виде, без добавлений, которыепоявлялись позднее (см.: Р. Киттель. Ук. соч., с. 168). Возражение противтого, что Декалог был дан в пустыне, иногда основывают на заповеди осубботе, которая соответствует оседлому образу жизни. Между тем во временаМоисея это был не столько день отдыха, сколько день сакральный, посвященныйБогу (см.: J. McKenzie. Dictionary of the Bible, p. 751; R. de Vaux. AncientIsrael, 1968, p. 475 ff). 432. Выразителем этого взгляда являлись в прошлом Ю. Велльгаузен и егошкола (см. его "Изральско-иудейскую религию" в сб. "Раннее христианство", ч.1, с. 9). Сторонником его школы у нас был Н. Никольский (Древний Израиль,М., 1922). Еще дальше идут другие советские авторы, напр., А. Раноеич. Всвоей антирелигиозной книге "Очерки по истории древнееврейской религии" (М.,1937) он отрицает даже монолатрию у израильтян, выдавая их за чистыхполитеистов. Однако это мнение, официально принятое в марксистскойлитературе, ни на чем не основано, кроме общих рассуждении, наподобиеследующего: "Монотеистические взгляды не могли преобладать в сознанииизраильтян прежде, чем они не познали на своем опыте тот тип экономической исоциальной организации, который соответствует монархическому строю" (А.Донини. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии. М., 1962, с. 150).Разумеется, эти общие места не могут служить серьезным аргументом противмонотеизма Моисеевой религии. 433. См.: J. Bright. A History of Israel, p. 139. 434. J. Hyatt. Jahweh as "the God of My Father". - "Vetus Testamentum",1955, Э 5. 435. См.: Исх 3, 2; 13, 21; 23, 20; Галат 3, 19. 436. С. Булгаков. Лествица Иаковля. Париж, 1929, с. 189. 437. См., напр., статью G. E. Wrighfa в "Journal of Near EasternStudies", v. I, Э 4, p. 413. Однако Библия постоянно использует в отношенииБога язык антропоморфизма. Это объясняется стремлением священных писателейуказать на живую личностную конкретность Ягве. Исключительно тонко пишет обэтом Дж.Маккензи [The Two-Edged Sword, p. 317, ff). 438. Марк 12, 28 439. Исх 32. Прежде считалось, что этим идолом был египетский бог Апис.Однако подобное мнение вряд ли основательно. Влияние Египта на израильтян врелигиозном отношении было, как мы видели, ничтожным, но, с другой жестороны, бык был на всем Востоке символом могущества, плодородия, силы. 440. Исх 32, 1. Аарон хотя и называется братом Моисея, но нередковыступает в Библии как его соперник (Числ 12, 1 ел). Характерно, чтоиудейский вариант Св. Истории умалчивает о нем, а появляется он в Севернойверсии Элогиста (см. приложение 3). Именно на Севере была известна и другаяпопытка узаконить символ тельца (3 Цар 12, 28). В этом можно усмотреть намекна существование у некоторых колен древнего почитания тельца (см. ниже гл.XXIV). Последовательность событий в Св. Истории несколько неясна, но посамой логике вещей и по ряду мест в Библии очевидно, что элементы культа иКовчег были введены после попытки установить культ Тельца. 441. Исх 32, 31 сл. 442. Исх 20, 21. 443. Исх 25. 444. Впоследствии легенда придала Скинии несколько идеализированныйвид, снабдив ее множеством золотых украшений и штатом служителей. 445. См.: Пс 17, 11; 103, 3; 1 Цар 4, 4; 2 Цар б, 2; Ис 6,2-6; Иез 1,5. И. Флавий (Археология, 41, 18) называет херувимов "крылатыми животными".Подобные существа известны в Ассирии под именем "шеду" и сходны сегипетскими крылатыми сфинксами. Изображения херувимов, найденных вПалестине, см. в атласе Л. Гролленберга. См. статью Олбрайта о херувимах в"Bible Archaeologist", 1938, Э 1; КВНР, р. 138, 178, 190, 218, 275, 279. 446. Числ 10, 35. 447. Лев 16, 6 448. Сложный ритуал кн. Левит возник лишь в эпоху царей (см.: /.Bright. Ор. cit., p. 148). Однако предпосылки к нему появились очень давно.Мы не можем с точностью определить, в чем заключались ритуальные предписанияэпохи Моисея. Возможно, отзвук их можно найти в культовом кодексе (Исх 34).Предполагают, что Моисей в особо торжественные моменты надевал нечто вродемитры, украшенной рогами. В нашей Библии "рога" переводятся как "лучи" (лицоМоисея сияло лучами - Исх 34, 29). Блаж. Иероним, однако, переводит этослово как "рога". Причина неясности в том, что на еврейском языке и "луч" и"рога" передаются одними и теми же согласными. 449. Исх 27, 1; Иов 3, 8; Пс 103, 26. 450. Числ 21, 4-9; 3 Цар 18, 4. Это одно из самых неясных местПятикнижия. Согласно верованиям израильтян, пустыню населяли "серафимы" и"нехушсераф", т. е. огненные змеи. По мнению одних авторов, так назывализмей ядовитых, укус которых вызывал сильное воспаление. Другие полагают, чтопод огненными змеями предание разумеет молнии, а Медный Змей был своего родагромоотводом. Впоследствии образ огненного змея слился с образом летающегозмея (Исайя 14, 29; 30, 6), а с другой стороны - с образом духа серафима(Исайя 6, 2). Очевидно, Медный Змей, воздвигнутый Моисеем, был не простозмеей, а изображал подобное летающее существо. Со времен Моисея на негосмотрели как на талисман. Поэтический образ Талисмана, пригвожденного кзнамени, который исцеляет всех, кто с надеждой смотрит на него, использованв Евангелии. Христос сравнивал себя с Медным Змеем, воздвигнутым в пустыне(Иоанн, 3, 14-15). См.: J. McKenzie. Dictionary of the Bible, p. 105. 451. Втор 1, 6 сл. 452. Эта дорога, согласно Втор 1, 2, занимала одиннадцать дней пешегопути. 453. Исх 12, 1-15. 454. Некоторые авторы пытаются связать это поражение израильскихотрядов с упоминанием Израиля в стеле Мернептаха. Между тем очевидно, чтоосновная масса Израиля не принимала участия в этой первой попытке вторжения.Далее, Библия ни одним намеком не позволяет думать, что те, кто разбилизраильтян на холмах Негеба, были египтяне. Стела Мернептаха имела в видубезусловно большое племенное объединение и не стала бы касаться мелкойстычки, вроде той, которая описана в Числ 14, 40 455. Втор 1, 36. Еврейское предание указывает, что жизнь в пустынеохватила время, равное поколению. Этому указанию вполне можно довериться,так как из библейского текста всюду видно, что те, кто вышел из Египта, недошли до Ханаана. Предание определяет время кочевой жизни в сорок лет. Но,очевидно, это не что иное, как круглая цифра, означающая поколение, точнотак же, как это было у других древних народов, напр., греков. Можно считать,что Израиль обитал в пустыне около четверти столетия и вторгся в Ханааноколо 1200 г. 456. Числ 16. 457. См.: Р. Киттель. Цит. соч., с. 153, 162; J. Bright. Ор. cit., p.109. 458. Числ 21-22. 459. Числ 22, 23, 24. Этот совет впоследствии был истолкованизраильтянами в дурную сторону. Они решили, что Валаам для того хотел дружбыИзраиля и Моава, чтобы первый стал поклоняться чужим богам и подпал гневуЯгве. Эпизод с Валаамом оставил глубокий след в народной памяти.Рассказывали, что Сам Бог запретил прорицателю проклясть Израиль, что, когдаон ехал из Месопотамии в Моав на своей ослице, дорогу ему преградил незримыйангел с мечом и только ослица, внезапно обретшая человеческую речь, спаслаего от удара невидимого острия. Особенно любили израильтяне повторять теблагословения, которыми их осыпал кудесник. В древности подобнымблагословениям придавали огромное значение (см., напр.. Быт гл. 25 и 27).Благословения Валаама, облеченные в поэтическую форму, постоянно распевалисьнародом и впоследствии, вероятно, были включены в "Книгу войн Ягве", откудаперешли в Пятикнижие. 460. Числ 25. Ваал-Пеор был божеством Петора, или Бет-Пеора, так же какВаал-Цефон был богом города Цефона или Ваал-Хермон - Хермона. В Ханаанекаждая местность имела своего Ваала (о культе Ваала см. следующую главу). 461. Втор 7. Вероятно, идея центрального святилища могла также исходитьот Моисея, который предвидел опасность религиозного сепаратизма (Втор 12,5). 462. См.: RFIB, p. 346; Н. Cazelles. Etudes sur le code de l'alliance,1946. 463. Втор 34, 7. 464. Втор 34, 6. 465. Осия 12, 14-13; 1, 9, 7 сл. Глава двадцатая ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ Ханаан, ок. 1200-1125 гг. В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. Н. Гумилев Вскоре после смерти Моисея израильтяне почувствовали, что они уже немогут больше жить в Заиорданье. Колена теснили друг друга; узкая полосаземли, ограниченная с одной стороны аравийскими степями, а с другой -Мертвым морем и Иорданом, не могла прокормить массы кочевников с их станами.Израиль оказался на распутье: надо было или отступить на восток в пустыню,где с незапамятных времен скитались его предки, или повернуть на запад, гдеза рекой манили изумрудные холмы благословенной земли, и с мечом в рукаховладеть ею. Последняя перспектива была слишком соблазнительной, чтобы отнее отказаться. Не обещал ли Моисей привести свой народ в страну, "текущуюмолоком и медом"? Не отдан ли Ханаан Самим Ягве во владение Израилю? Теперьпришло время, и нужно было решаться. Конечно, Палестина могла рисоваться роскошным садом только скитальцам,глаза которых в течение многих лет привыкли видеть лишь голую землю, песок икамни. Хотя там действительно кое-где были великолепные пастбища,плодородные долины и луг" виноградники и масличные сады, но повсюду оничередовались с горными хребтами, базальтовыми скалами и суровыми безводнымипустынями, которые, подобно тому как это было в Греции, дробили страну нанебольшие участки, плохо связанные между собой. Иордан со своими отвесными берегами резко разделял Палестину нацентральную часть и Заиорданское плоскогорье. Эта капризная быстротечнаярека, низвергающаяся с горных уступов севера в провал Мертвого моря - однуиз самых глубоких впадин на земле, - никогда не играла в жизни Палестинытакой роли, как Нил или Евфрат в жизни Египта и Двуречья. В верхнем своем течении Иордан широко разливается, образуя Киннерет,или Геннисаретское озеро, называемое иногда Галилейским морем. Его берега вдревности были покрыты роскошной растительностью, а воды изобиловали рыбой,и потому здесь всегда было густое население. Если Иордан делит страну наЗападную часть и Трансиорданию, то с севера на юг Ханаан также разделялся надве области, имевшие каждая свой собственный характерный облик. Северотличался плодородием и хорошим климатом. Юг же, напротив, представлял собойнегостеприимную горную страну, в которой пустыни сменялись ущельями. Однакоюжане сумели извлечь выгоды из своего ландшафта и, понастроив в горахкрепостей, успешней других сопротивлялись врагам466. Палестина была населена с древнейших палеолитических времен. В пещерахГалилеи находили кости, груды ритуальных камней и примитивных орудий,свидетельствующих о многочисленности первобытных обитателей этой страны. Натерритории Палестины возник самый древний в мире город - Иерихон. В доизраильский период Палестина, с ее смешанным населением, никогда небыла самостоятельной. Тем не менее роль ее в истории древнего мира былаогромна. Через нее проходили пути торговых караванов, шедших из Финикии вЕгипет, из Египта в страну хеттов, Миттани и Двуречье. Отсюда совершалинабеги гиксы и амориты, через Ханаан двигались армии фараонов и ассирийскихцарей. Побережье его служило воротами, через которые проникали на востокплемена Крита и эгейского мира467. Наиболее продолжительным было египетскоегосподство в Палестине. Она была главным объектом экспансии фараоновСреднего и Нового царств. Однако их владычество было весьма непрочным.Жители Палестины - хананеи, амориты и другие семитические племена -пользовались каждым моментом ослабления власти в империи для того, чтобысвергнуть иго Египта. Так было и во времена Эхнатона, и в первые годыправления Мернептаха. Как мы уже знаем, вскоре после смерти Мернептаха Египет охватилаанархия. XIX династии пришел конец, а трон узурпировал неизвестный сириецИрсу. Этот момент был самым благоприятным для похода израильтян на запад.Власть Египта в Ханаане почти не ощущалась; местное население было ослабленоРаздорами и войнами. Хананеи были близкими родичами евреев и финикийцев. Они, очевидно, также как и израильтяне, пришли некогда из пустыни, но в Палестине жили ужеболее тысячи лет. За это время, несмотря на египетское, эламское,вавилонское и хеттское владычество, несмотря на смуты и войны, они сталипрекрасными строителями, деятельными торговцами, земледельцами искотоводами. Их зодчие возводили мощные цитадели, их ремесленникиизготовляли оружие из бронзы и даже железа, красивую мебель, ювелирныеизделия. В ханаанском городе Мегиддо найдено интересное изображение сцен изжизни царя. Мы видим его возвращение с победой на колеснице, запряженнойконями, видим его сидящим на пиру. Его трон украшен керубами, перед нимцарица в богатых одеждах, музыкант, играющий на арфе, слуги, подносящиевино468. Таким образом, хананеи могут быть признаны вполне цивилизованнымнародом. Однако у них не развилась самобытная духовная культура. Они целикомподчинились влиянию Египта, Вавилона и особенно Финикии. Раскопки показали, что Ханаан был в отношении искусства и религиитипичной страной синкретизма469. Здесь не было национальных богов, апочитались преимущественно боги соседей. Среди развалин найдены фигуркиГора, Хатор и других египетских богов, а также изображение вавилонскойИштар. Но главными божествами хананеев были, как и у финикийцев, боги-хозяева,Владыки пашен, рощ, источников. Их называли "царями" или "господами"("ваал", "молох", "бэл"). Каждая местность имела своего ваала. Крестьяне ижители городов верили, что ваалы помогают им, и обращались к этим божествамво время сева, засухи или падежа скота. Символом ваалов обычно был бык, хотяиногда они имели и человекоподобный облик. От ваала зависел и дождь, иурожай, приплод скота и здоровье людей. Для того чтобы снискать его милость,хананеи устраивали в праздники торжественные пиршества, на которых ваалдолжен был невидимо присутствовать в качестве гостя; он вдыхал ароматприношений, пил вино и угощался плодами земли. Наиболее почитаемым из ваалов был бог бури и грозы. Согласнофиникийской мифологии, он являлся сыном "отца богов" - Эля. Ваал-громовержецбыл очень похож на Зевса и Индру. О нем слагали песни, в честь его на пышныхбогослужениях звучали патетические гимны. Многие из этих финикийских поэмотличаются высокими художественными достоинствами и оказали влияние набиблейскую поэзию. Приведем один из гимнов, особенно напоминающий ранниееврейские песни: Когда звенит священный глас Ваала, Когда раздаются раскаты Ваалова грома, Земля сотрясается, горы трепещут, Пляшут холмы и скалы. Враги его прячутся за склонами гор Или в дремучих лесах, От востока до запада в диком смятенье Они бегут от лица его. Скажите, враги Ваала, Почему вы ныне в таком страхе? Потому, что глаза его зорки, Его руки могучи. Каждый, кто будет спорить с Ваалом, Будет сражен его мощью. Падут сильные и высокие кедры Перед порывом гнева его470. Рядом с Ваалом стояла Анат - кроваваябогиня войны, которая "мыла руки в потоках крови врагов". Она быласестрой-женой властителя бурь. Другая богиня, Ашера, обеспечивала плодородиеземли. Обряды в честь богов совершались чаще всего у каменных столбов"массеб", которые считались обиталищами духов. Такие же волшебные свойстваприписывали холмам и рощам. Веселые, но порой и коварные существа гнездилисьтам, и человек стремился заручиться их дружбой. На священных холмах "бамот"(высотах), если они были оголены, нередко устанавливали "ашеру" -изображение дерева, в котором, как полагали хананеи, обитала богиня Ашера. В годы народных бедствий люди в отчаянии шли на самые большие жертвы.Духам приносили детей, надеясь этим смягчить их гнев. Эта жертва считаласьособенно действенной. Когда однажды израильтяне осаждали Моавитскуюкрепость, царь Моава вывел своего сына на стену и заколол перед лицомКемоша, бога моавитского. Видя это, израильтяне обратились в паническоебегство, будучи уверены, что теперь Кемош непременно отомстит им. Огромноечисло обгорелых детских скелетов, зарытых в землю, замурованных в стенах ифундаментах, было обнаружено повсюду в Ханаане. Особую роль у хананеев и финикийцев играли сладострастно-вакхическиекульты. Это было редчайшее в истории обожествление чувственности. Здеськультивировали все виды извращений и разнузданности. Все было поставлено наслужбу воспаленной эротике: и обилие непристойных символов и фетишей, ивозбуждающий напиток из мандрагоры, который употребляли участники оргий,доводившие себя в неистовстве до самооскопления. Существовали дажеспециальные жрицы распутства, которые назывались "кедешим", т. е. священные.Хананеи верили, что радения исступленных людей, обуянных чувственнойстихией, угодны богам и магически помогают созреванию нив и размножениюскота. Израильтяне, пришедшие из пустынь и гор, не могли, конечно, меряться схананеями в смысле цивилизации. Их появление воспринималось, вероятно, какнашествие дикарей. Но с другой стороны, они явились как бы очистительнойбурей, ворвавшейся в тлетворную атмосферу суеверий и извращенности. Поэтому в том, что Израиль смотрел на свои войны как на священные ВойныЯгве, была известная доля исторической правды. Это убеждение подкреплялосьпоразительными успехами, которые на первых порах сопровождали евреев.

X x x

С тех пор как Египет потерял власть в Палестине, она превратилась всвоего рода "ничью землю". Однако население ее, хотя и не образовало единогогосударства и даже конфедерации, было вполне способно защитить себя. Строгоговоря, у израильтян не было почти никаких шансов на победу. Крепости,конница, хорошее оружие с одной стороны и пешая, вооруженная чем попалотолпа - с другой: соотношение сил было слишком неравным. Однако Иошуа сынНуна, который стал во главе израильтян после смерти Моисея, глубоко верил вто, что обетование сбудется и что странники обретут наконец желанноепристанище. Народ разделял эту уверенность. Хотя авторитет нового вождя былнесравним с авторитетом Моисея, тем не менее Иошуа был признан большинствомколен. В такие решительные минуты даже неорганизованные толпы чувствуют,острую потребность в сильной руке. Иошуа был прирожденным воином, еще приМоисее отличавшимся в сражениях471. Суровый, непреклонный человек, он былистинным сыном своего века, с его жестокостью и дикостью. В отличие отМоисея он не был пророком, религиозным вождем, однако сознавал, что, стоя воглаве Израиля, он выполняет миссию, возложенную на него Ягве472. Главным препятствием, которое нужно было преодолеть на пути в ЗападнуюПалестину, являлся Иерихон. Его циклопические стены возвышались средипальмовых рощ в двух часах пути от Иордана. Не было никакой надежды миноватьего без боя. Иошуа колебался недолго. И в один прекрасный день по его сигналу былподнят Ковчег, свернуты палатки, и израильтяне двинулись на запад, к берегамИордана. Боевые песни отразили дух тех лет, когда совершался этот удивительныйпоход: Хананеи трепещут, Напал на них страх и ужас, Могуществом руки Твоей Да онемеют они, как камни, Доколе не пройдет мимо них народ твой, Ягве, Доколе не пройдет народ, созданный Тобою... Море видело и побежало, Иордан отступил в страхе, Горы прыгали, как козы, И холмы, как резвые ягнята. Что с тобою, море, что ты побежало? Что с тобою, Иордан, что отступаешь в страхе? Перед лицом Ягве трепещет земля, Перед лицом Бога Иаковлева!473 Исход из Египта переживался Израилем какцепь чудес, точно так же и это вступление в Обетованную Землю запечатлелосьв памяти народа в виде сверхъестественной эпопеи, происходившей при явномвмешательстве таинственных сил. Действительно, какие-то стихийные явления,очевидно, способствовали стремительному натиску отрядов Израиля. Это былрайон землетрясений, и камни, как это бывает в тех местах, перекрыли течениереки. Ковчег Владыки Синая посуху был перенесен на правобережье474. Лагерь разбили уже в виду Иерихона. Жители города могли видеть костры вдолине и готовились к отпору... Это происходило в то самое время, когдаахейцы осаждали Трою. До сих пор остается загадкой, как мог пасть столь надежно укрепленныйгород. В Библии сохранилось поэтическое сказание о том, как стены егорухнули от звуков израильских труб. Возможно, здесь, так же как и наИордане, произошло землетрясение, открывшее внезапно брешь в стене475. Легкопредставить себе то впечатление, которое должен был произвести подземныйтолчок, расколовший стену как раз в момент приближения Израиля... События разворачивались быстро, триумфальный марш Ковчега продолжался.Центральные области не оказывали сопротивления. В Сихеме, очевидно, обиталиевреи, которых Библия, в противоположность пришельцам, называет "природнымижителями" 476. Возможно, это были те эфраимиты, которые проникли в Ханаанеще при Эхнатоне или раньше. Здесь Иошуа, сам принадлежавший к коленуЭфраима, устроил свою резиденцию и отсюда предпринял большой поход далеко насевер, где готовилась к наступлению коалиция ханаанских царей. Этот большойпоход кончился победоносно. Войны, которые вел Иошуа, представлялись в то время израильтянамвойнами самого Ягве477. Их воображение, вероятно, рисовало грозного Богасвятой горы, покидающего свой гранитный престол на Синае и в окружениинебесных воинств несущегося на херувимах в огненном вихре. Им казалось, чтозвезды низвергаются с небосклона, чтобы вступить в бой с их врагами. Легендыповествуют о каменном граде, побившем аморитов, а в одной старинной песнеговорится, что Иошуа заклял солнце и луну над Гаваоном, чтобы они стали егосоюзниками478. Весьма знаменательно, что археологи обнаруживают в слоях этой эпохиразбитых идолов. Очевидно, сыны пустыни, подобно фанатическим последователямИслама, истребляли языческие капища и уничтожали изображения богов.

X x x

Сказания Библии содержат много очень древних источников о завоеванииХанаана, однако библейский редактор представил дело так, что кажется, будтоза короткое время была завоевана вся страна479. Между тем в других древнихчастях Св. Писания мы находим совершенно иную картину480. Израильтянезахватили лишь несколько крупных центров и предпочитали овладеватьсвободными территориями. Одни колена осели в Заиорданье и не последовали назапад. Другие обосновались на севере, близ Геннисаретского озера, и былиотрезаны от собратьев цепью ханаанских городов. Колено Эфраима в центрестраны также было окружено крепостями туземцев. А колено Иуды укрепилось всуровых горных областях; оно было более всего обособлено. Среди пустынь искал в маленьких долинах иудеи легче могли оказывать сопротивление. Междутем северяне быстро переходили к земледелию и мирной жизни бок о бок схананеями. Язык у них был сходный, это способствовало развитию контактов.Смешанные браки случались все чаще. Через каких-нибудь сто пятьдесят лет обенародности полностью слились481. Следует заметить, что с самого начала Израиль складывался из множестваплемен. В его состав влились египтяне, бежавшие во времена Моисея вместе севреями, часть синайских мадианитов, племя Калеба и несколько мелких кланов,обитавших между Синаем и Сирией. После вторжения в Израиль влились те евреи,которые жили в Ханаане прежде, и, наконец, сами хананеи. Однако ядромнарода, носителем его духовной традиции были именно те, кто пришел с юга подводительством Моисея. С годами весь народ отождествил себя с этой группойпришельцев и ее религиозным и национальным самосознанием482. Тем не менее какое-то существенное различие в традициях Севера и Югаосталось навсегда. Сейчас трудно установить, в чем коренился этотантагонизм. Но, как мы увидим, он был настолько силен, что уже послесоздания единого еврейского царства привел к разделению его на Израиль иИудею. Есть основания полагать, что Эфраим и прочие северные коленаподверглись большему влиянию соседей, чем Иуда, отгороженный от Северагорами483.

X x x

Изоляция израильских племен постепенно делала свое дело. Пока был живИошуа, он еще как-то поддерживал видимость духовного единства. По егопризыву кланы собирались в Сихеме, где приносились жертвы и обеты. Иошуазаклинал народ сохранять верность Ягве, грозил небесным гневом в случаеотступничества. В Сихеме был установлен огромный камень-памятник в знакподтверждения Завета. Ковчег находился неподалеку в городе Шило (Силом) нагорах Эфраима. Но когда Иошуа умер, центробежные силы возобладали. Каждоеколено постепенно замыкалось в тесном кругу своих местных интересов.Паломничества в Сихем и Силом были для многих трудными и опасными. К 1125году единого Израиля уже не существовало. Страна представляла в то времясвоеобразную картину. Ее раздробленность достигла своего апогея. Не былокрепости, горы, равнины, которые не были бы заняты каким-нибудь отдельнымплеменем, кланом, народностью. Иерусалим был населен иудеями, а его Сионскаяцитадель оставалась во владениях хананеев. Некоторые колена, не сумевшиезахватить собственной земли, бродили по дорогам воинственными ордами,угрожая жителям городов и сел. Более слабый сосед платил дань более сильному, и нередко роли менялись.Был момент, когда царства Моава и Эдома пытались распространить свою властьна Палестину. Израильтяне выступали против них разрозненными группами.Колена или союзы колен возглавляли шофеты, или судьи, религиозныевожди-харизматики, которые действовали как посланники Ягве*. Но им почтиникогда не удавалось сплотить народ воедино. Описывая эту смутную эпоху,библейский летописец с горечью замечает: "В те дни не было царя у Израиля:каждый делал то, что казалось ему справедливым". ----------------------------------------------------------------------- * Термин "харизматик" (от греч. "харисма" - благодать, высший небесныйдар) введен в употребление социологом Максом Вебером. Им он обозначал вождейдействующих по вдохновению свяше. Позднейшие предания рисуют судей как правителей всего народа,передававших друг другу власть. Но на самом деле никакой строгойпреемственности и тем более общей власти над Израилем у судей не было. Онивыдвигались в годину бедствия как люди, способные поднять народ на борьбу, ав мирное время лишь иногда сохраняли свой авторитет у некоторых колен. Ночто действительно связывало эту плеяду - это их преданность религии предков.Судьи выступают как вестники Господни, как люди, вдохновленные Богом наборьбу за свободу и независимость народа. Один из древнейших памятников,дошедших до нас от времени судей, - "Песня Деворы" - повествует о том, какперед лицом военной опасности прорицательница Девора - "Мать Израиля" -бросила клич и призвала колена объединиться для отпора завоевателям, шедшимс севера484. В этой древней воинственной песне кипят первобытные страсти и боевойпыл сынов пустыни. В ней мы снова видим образ того Бога, который вел Израильпо Синаю. Это грозный и суровый Властитель, от Его поступи содрогаютсяутесы; Он ведет своих людей в битвы ради того, чтобы очистить языческуюстрану для своих приверженцев. В песне прославляются колена, пришедшие навыручку друг другу, и проклинаются те, которые остались в стороне. Здесь,как во времена Моисея и Иошуа, идея религиозная сплетается с идеей единстванарода. Израиль должен быть предан своему Господу, сплотиться и ударить посвоим врагам, которые, будучи идолопоклонниками, суть враги Божии. Девора рисует плачевное состояние народа в момент нападения врага: полязаброшены, повсюду рыщут разбойники, у Израиля нет "ни копья, ни щита",очевидно, ремесла и торговля пришли в полный упадок. Но вот появляетсявдохновенная пророчица Ягве, и под ее водительством Израиль разбивает врага.Эта победа рассматривается как победа "Воинства Господня", звезд небесных:Так да погибнут все враги Твои, Ягве! Любящие же Тебя подобны солнцу, Восходящему в блеске своем! * * * Итак, обетование, данное Аврааму, исполнилось. Земля, которой так долговладели египтяне и хетты, теперь стала землей Израиля. Но главные трудностибыли впереди. Соединившись с хананеями фактически в один народ, израильтяне- вчерашние кочевники - волей-неволей стали воспринимать цивилизациютуземцев, а вместе с ней и их верования. Таким образом, подобно арьям вИндии, победители едва не оказались в положении побежденных.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: