X x x
Между тем великий фараон старел. Он все более утрачивал интерес кполитическим делам и заботился лишь об укреплении своей резиденции. Один задругим умирали его наследники, а он продолжал жить среди сказочной роскоши ипокоя. Торжественно справлялись юбилеи этого небывало продолжительногоправления. В глазах народа он, вероятно, стал окружаться ореолом земногобессмертия. Но наконец настал день, когда и ему пришлось разделить общуюучасть людей. В 1234 году, после шестидесяти лет царствования,девяностолетний старик отправился в последний путь к своей вечной обители. Большинство его детей давно умерли, на престол суждено было вступитьтринадцатому сыну Рамсеса Мернептаху, которому уже минуло пятьдесят лет.Таким образом, говоря словами Брэстеда, "один старик наследовал другому". Это не могло не отразиться на положении дел в империи. Уже в последниегоды правления Рамсеса ливийские племена, пользуясь слабостью власти, началивторгаться в Дельту. Теперь же чужеземцы и недовольные повсеместно поднялиголову. Волнения, прокатившиеся, вероятно, по всему Нижнему Египту, не моглине затронуть израильских поселенцев и рабочих, отбывавших барщину настроительствах.X x x
Близились дни большого весеннего скотоводческого праздника382. Обычно в эти дни происходили столкновения рабочих с египетскойадминистрацией. Рабочие требовали, чтобы их отпустили в родные дома длятого, чтобы провести праздник в кругу своих, а египетские чиновники обвинялиих в лени и увеличивали нормы работы. Во время этих праздников были нередкимятежи и потасовки. Поэтому египтяне усиливали надзор за рабочими, пленнымии рабами. Однажды среди израильтян распространился слух о неизвестных агитаторах,которые появлялись то на стройках, то среда поселенцев Гесема, призываянарод покинуть "Дом рабства" и идти в пустыню поклониться Богу Авраама, Богуотцов. Люди эти принадлежали к левитам - израильскому племени, тесносвязанному с египтянами; у многих из них были египетские имена. Египетскимбыло и имя их вождя Месу, или Моисея, который и внешне был похож наегиптянина383. Так появляется на исторической арене человек, с именем которого будетсвязано происхождение ветхозаветной религии.X x x
Когда мы вчитываемся в древние строки Книги Исхода, в эти безыскусныепредания, записанные странным, порой грубоватым языком, то постепенно переднами начинает вырисовываться яркий и глубоко трагический образ основателяизраильской религии. Он стоит особняком среди других мудрецов древности,более всех непонятый, чаще всех получавший за свой подвиг тупуюнеблагодарность. Ни один из основателей религии не был окружен людьми, втакой степени чуждыми его стремлениям. Если у Будды был Ананда, у Иеремии -Барух или у Сократа - Платон, то у Моисея не было никого. Даже члены егорода, помощники и соратники, оказались, как мы увидим, в основном людьмичестолюбивыми, далекими от его идей и веры. Ни один из основателей религии не был принужден так скоро пойти накомпромисс с неподготовленным мышлением своих последователей и делатьуступки их предрассудкам и привычкам, как Моисей. Но зато приходитсяпоражаться, с какой удивительной гибкостью, мудростью и выдержкой ведет ондело воспитания народа и руководства им. Читая Пятикнижие без предвзятости,трудно отделаться от странного чувства, что в моральном отношении образМоисея иногда кажется даже выше образа самого Ягве, Бога Израилева, каким онрисуется в Книге Исхода. Эта иллюзия возникает оттого, что на страницахдревних писаний живая фигура благородного и великодушного вождя зачастуюсталкивается с тем образом национального Божества, который рисовалсядетскому воображению пастухов. Поэтому и создается превратное впечатление,будто Моисей более справедлив и добр, чем сам Бог384. Но на самом деле именно в общении с открывавшимся ему в горах ВладыкойВселенной черпал еврейский пророк силы для совершения своего непосильногоподвига. Замечательно, что во все трудные и критические минуты Моисей неищет ни у кого поддержки и совета, а обращает свои взоры к небу. Величайшей трагедией в судьбе этого человека было то, что он не тольконе встретил понимания и сочувствия у современников, но и в последующих векахс его именем связывались постановления и ритуально-правовой порядок, глубокоему чуждые. Однако его борьба не пропала даром. Семя духовного, чистогобогопочитания, брошенное мощной рукой этого титана на почву, заросшуюсорняками, пусть и не скоро, но взошло. Великий Завет, принесенный им сСиная, послужит основанием для религиозного переворота, который направитсвой удар против вековых твердынь ритуализма. История Моисея была записана впервые лишь в Х в. до н. э. Прежде онаказалась историкам целиком сотканной из легенд, но впоследствии сталоочевидным, что в основных чертах все рассказанное о нем Библией выдерживаетяркий свет исторической критики и соответствует тем сведениям, которыепринесло изучение древнего Египта385. Однако о многом в этой истории нетточных и ясных сведений, многое прошло через призму поэтического предания, вкотором трудно выделить конкретные детали.X x x
Моисей вначале действовал не один. Клан левитов, очевидно, образовалвокруг него преданную дружину. При их поддержке он мог возглавить народноедвижение и удержать впоследствии власть над непокорными и мятежнымиизраильтянами. О Моисее и его сподвижниках ходили самые противоречивые слухи. Егосамого считали волшебником, некоторые утверждали впоследствии, что он -египетский жрец, отставленный от должности. Библейская традиция говорит отом, что он был воспитан египтянами и что дочь фараона усыновила его. В этомпредании нет ничего невероятного. У Рамсеса был большой гарем; известно, чтоодну из царевен звали Бент-Анат. Это семитическое имя, и, возможно, мать еебыла родом из Палестины. Поэтому она вполне могла принять участие в судьбееврейского мальчика. Несомненно одно: по своему воспитанию Моисей был связан с Египтом.Трудно предположить, чтобы предание измыслило эту деталь. Библия говорит,что, будучи выходцем из египетской среды, будущий вождь Израиля не забыл,однако, своего азиатского происхождения. Когда он увидел, как на стройкеегипетский надзиратель избивает израильтянина, он в порыве гнева убилмучителя. В результате ему пришлось бежать, и он, перейдя границу (что былоне так просто в те времена), скрылся в единственном малодоступном месте - вСинайской пустыне386. По автобиографии египетского чиновника Синухета, бежавшего от властей ксирийским бедуинам, мы можем составить представление о некоторыхподробностях добровольного изгнания Моисея387. Синухет необычайно живоописывает свои переживания и страхи, рассказывает, как полз в кустах,прячась от пограничного дозора. Единственный путь его лежал через "Великуючерноту" заболоченных лагун и Горьких озер. Там Синухет заблудился и умиралот жажды, когда его спасли бедуины. Кочевники приняли египтянина хорошо.Вождь племени обласкал его, принял в свою семью, женил на своей дочери.Много лет провел Синухет среди бедуинов, вдали от цивилизации, живя жизньюпервобытного кочевника. "Я пек хлебы каждый день, - с удовольствиемвспоминает он, - имел вино постоянно, а также вареное мясо и жареных птиц,не считая антилоп пустыни". Бедуины считали за честь сделать "своим"знатного египтянина. В точно таком же положении оказался и Моисей. В своих скитаниях попустыне он столкнулся с еврейскими племенами мадианитян388. Это быликочевники-скотоводы, иногда водившие купеческие караваны в Египет иПалестину. Они обитали близ священной горы Синай на юге полуострова. Как иСинухет, Моисей был радушно принят бедуинами; их шейх, жрец Рагуиль-Иофор(Иетро), приютил беглеца, и Моисей вкусил всю прелесть безмятежной жизнисвободных скотоводов. Он женился на дочери шейха и пас его стада на склонахХоребских гор. И именно там с ним совершился таинственный переворот,превративший его в вождя и пророка.X x x
Тщетно вглядываемся мы во мглу веков, пытаясь угадать, что произошло соснователем израильской религии в те дни, когда он в одиночестве блуждалсреди гор. О его внутренних переживаниях у нас нет такого непосредственногосвидетельства, каким являются, например, для пророков Исайи и Иезекииля ихкниги, Апокалипсис для апостола Иоанна или Коран для Магомета. Однако это недолжно нас смущать. Даже если бы от Моисея и дошли драгоценные строки,говорящие о его мыслях, чувствах и видениях, это не сняло бы покрова ссамого главного - с того великого Святая Святых, где совершается встречачеловека с Богом. Когда речь идет о моменте зарождения религии, о каком-то новом этапепроникновения человека в Божественную Тайну, историк, в сущности, долженумолкнуть. Здесь, на пороге высших миров, его методы и орудия бессильны. Чтоможет он сказать об источнике Откровения, какие камни или письменадостоверно расскажут о совершившемся в сокровенных глубинах человеческойдуши? Мы можем догадываться об этом по тому, какие плоды принесла внутренняяработа, внутреннее озарение пророка в конкретной, практической деятельности. Для нас навсегда останется тайной, что пережил египетский беглец средибезмолвия Хоребских гор, но мы знаем, что отныне он становится вернымслужителем Бога Незримого, Бога - Властителя человеческих судеб. Бога,возложившего загадочную историческую миссию на него, Моисея, и на его народ.Это тот Бог, которому молились люди в незапамятные времена. Веру в Негосвято хранили предки Израиля. Он - Бог, открывшийся Аврааму, Бог праотцев.Он пребывает выше бытия и жизни. Он - Сущий, имя Его Ягве389. Это новое имя Божие знаменует новую ступень Откровения. Авраам не зналэтого имени. Тем не менее Ягве - это именно Тот, Кто призвал древнегопатриарха и дал ему обетование. Существует предположение, что Моисей заимствовал идею Единого Бога оттайных последователей Эхнатона, которые могли сохраниться до его времени. Ноэта гипотеза, в сущности, ни на чем не основана. В религии Моисея слишкомясно выражена связь с верой еврейских праотцев, и, кроме того, мы не находимв ней никаких следов солнцепоклонства. Буря, тучи, пламя и дым - вотпостоянные символы ветхозаветных Богоявлений. Образ Солнца в них никогда неучаствует. Оно не включено ни в один из поэтических эпитетов Ягве во всейБиблии. Этимология имени Ягве связана со словом "быть", ибо никакое частноесвойство не отличает Единого, в противоположность языческим богам. ОН ЕСТЬ.И из Его бытия проистекает все. Возможно, что язык кенитов и мадианитян был тем языком, на которомвпервые прозвучало священное имя Божие. Быть может, это имя было еще раньшеизвестно священнику Иетро. Но - слово лишь оболочка, лишь знак. Моисей могслышать о Высшем Божестве от египетских жрецов, он мог узнать имя Ягве отсинайских бедуинов, но все это только дало форму для таинственного и глубоколичного Откровения. Библия рассказывает, что Моисей однажды забрел далеко в горы и оказалсяв каком-то древнем святилище390. Там из недр терновника, охваченногоневиданным неопаляющим огнем, он услышал голос Божий, призывавший его наслужение. Смущенный и испуганный, он пытался уклониться, но голос властнотребовал, чтобы он шел как вестник Неба к своему угнетенному народу иизбавил его от рабства. Он должен привести евреев сюда, к святой горе, иЯгве даст им во владение страну, текущую молоком и медом. Сейчас трудно сказать, какие внешние факты кроются за этим рассказом.Что представляло собой "святое место", куда пришел Моисей? Было ли оносвязано с древним культом Синая? Не являлся ли шейх Иофор жрецом одного изтаких святилищ, где соблюдался древний семитический культ единобожия? Чембыл горящий куст ("неопалимая купина") предания: только лишь символом? Илион как-то связывался с местным культом? Или это было видение Моисея? Налюбой из этих вопросов можно с равным правом ответить и положительно, иотрицательно, так как они относятся к неразрешимым историческим загадкам. Как бы то ни было, но Моисей вернулся с Синая в таком же состоянии, вкаком был Магомет, покинув пещеру горы Гиры. Он осознал себя пророком Божиими был готов начать то дело, которое Ягве возложил на него.X x x
Около 1230 года, в третье лето царствования Мернептаха, Моисей появилсясреди израильских рабов. Он заговорил о "Боге евреев", о Том, Комупоклонялись Авраам и их предки, когда были свободны, о том, что Бог обещалосвободить их из "Дома рабства" и привести в землю, где некогда обитали ихотцы. Он призывал народ покинуть Египет и отправиться в пустыню "на три дняпути", чтобы там совершить великое жертвоприношение Ягве, Богу Израиля. Так началась тяжелая борьба Моисея с косностью, тупостью, малодушием,борьба за народ, за веру, за призвание народное. С первых же шагов он былвстречен недоверчиво и даже враждебно. Волнения, вызванные его проповедями,заставили египтян усилить надзор и прибавить работ. Те, кто под влияниемречей левитов шли к надзирателям и требовали, чтобы их отпустили на праздникв пустыню, получали неизменный ответ: "Праздны вы, праздны, поэтому иговорите: пойдем принесем жертву Ягве. Итак, идите и работайте". Такимобразом, мечты об освобождении приводили к еще большему закабалению и новымтяготам391. Но левитов не поколебали первые неудачи. С востока приходили добрыевести. Смерть Рамсеса Великого вызвала волнение в Сирии. В самой Дельтепродолжались смуты и брожение. Орды ливийцев наводнили ее западную часть.Они шли с женами, детьми, упорные, настойчивые, толкаемые голодом, ониграбили и бесчинствовали392. Одновременно с ними приходят в движение "народыморя" - воинственные племена европейского берега Средиземноморья. Сардинцы,критяне, филистимляне появляются в Сирии, их полчища, многочисленные ибезжалостные, как саранча, в короткий срок сводят к нулю все завоеванияРамсеса и Сети. На границе Египта неспокойно, в метрополию несутся отчаянныеписьма от вассалов, гонцы следуют за гонцами, гарнизоны приводятся в боевуюготовность. Империя фараонов вступила в полосу кризиса393. Надо отдать справедливость старому царю Мернептаху. Он не посрамилславы династии, не растерялся, а сумел в последний раз отстоять границыимперии. Напрягши все силы, он нанес сокрушительное поражение ливийцам взнаменитой битве, длившейся много часов. Его боевые колесницы преследоваливрага до самого западного края Дельты. Между тем над Палестиной продолжал носиться клич восстания. Этопридавало новую бодрость семитическим рабам, и израильтяне с возрастающейнадеждой слушали слова Моисея, призывавшего их к исходу из Египта. Упорнаяборьба, которую бесстрашный левит вел с египетскими властями, окруженапоэтическими преданиями; однако из них можно заключить, чтона первых порахон преуспел довольно мало. Но вот сама судьба пришла на помощь Израилю. Встране вспыхнула эпидемия, которая окончательно расстроила порядок ипослужила поводом к анархии394. Рабочие на строительствах отказалисьподчиниться начальникам. Начались грабежи395. В ночь большого скотоводческого праздника, когдапастухи по древнему обычаю приносили в жертву непорочного агнца, Моисей далсигнал к исходу. Поспешно совершив традиционный обряд, израильтяне со своимистадами, а также разноплеменные рабы, работавшие вместе с ними, двинулись изокрестностей Рамсеса и Суккота396. Моисей не повел их прямо на востокпотому, что там, на "филистимской дороге", располагалась цепь египетскихфортификаций. Во время своих странствий он хорошо изучил район и, проходячерез пустынные местности, умело избегал пограничных постов. Наконец беглецыраскинули лагерь в виду крепости Этама. Дальше путь был закрыт. Единственнымспасением было быстро сняться с места и углубиться в пустыню к берегамТростникового моря. Бегство продолжалось всю ночь397. Между тем Мернептах, рассеяв ливийцев, быстрым маршем двигал своивойска на восток, чтобы обрушить карающую руку на мятежную Сирию. Когда онприбыл в Рамсес, он узнал, что Израиль и другие еврейские племена скрылисьна востоке, вероятно для того, чтобы примкнуть к восставшим соплеменникам.Не теряя ни дня, Мернептах погнал колесницы к берегам Тростникового моря. Оместоположении Израиля ему, очевидно, донесли из Этама. Теперь "пустынязаперла" евреев. С одной стороны были непроходимые камышовые топи, а сдругой - надвигались колесницы фараона. Хотя израильтяне и были кое-как вооружены, но появившиеся на горизонтекони египтян вызвали среди них настоящую панику. Что могли сделать толпыпеших рабов против дисциплинированной, испытанной в боях конницы фараона? Раздались крики ужаса... "Разве мало было гробов в Египте, что тыпривел нас умирать в пустыню?" - бросали беглецы упреки Моисею. Но вождьверил в то, что Небо спасет его народ даже и в этот отчаянный момент. "Небойтесь, увидите спасение Ягве", - воскликнул он и, не медля более ниминуты, повел израильтян через топи...





