Реинкарнация и религии мира

Известный теософский писатель Эдуард Шюре в своей книге "Великиепосвященные" проводит ту мысль, что все основатели религий былипровозвестниками одной и той же истины. Более того, нередко можно слышатьутверждение, будто Моисей и Кришна, Будда и Христос являются "аватарами",воплощениями единого духовного существа. "Тот, кто есть Кришна, в то жевремя - и Шива, и Божественная Мать, и Христос и Аллах" (ПровозвестиеРамакришны. СПб., 1914, с. 20). Встанем на эту точку зрения, сколь бы спорной она ни представлялась.Приняв ее, естественно было бы ожидать, что в таком кардинальном вопросе,как посмертная участь человека, религиозные вожди и учения являютединодушие. Пусть с разными оттенками и с разной степенью приближения, онидолжны были бы учить о реинкарнации или хотя бы содержать прямые намеки нанее. Так, например, истина монотеизма, открытая в Ветхом Завете, в той илииной степени брезжила и в других религиях цивилизованных и "примитивных"народов. Но теория перевоплощения находится в совершенно ином положении. РелигииШумера, Египта, Вавилона, Хетты, Ассирии, Финикии, Ханаана, Ирана, Рима иКитая ничего не знают о реинкарнации. Мы слышим о райской стране египтянЯлу, об обителях умерших: Куре, Шеоле, Аиде, Елисейских Полях, но оперевоплощении или хотя бы о возможности его древние тексты этих народов неговорят ни слова. Это, разумеется, не могло не смущать теософов и побуждало их тщательновыискивать в древних учениях хотя бы малейший намек на свою излюбленнуютеорию. Результаты их поисков оказались поистине ничтожными. Так, ониссылаются на слова Геродота, считавшего Египет родиной доктрины метемпсихоза(Геродот. История, II, 123). Однако египтологи установили, что Геродотошибочно истолковал некоторые египетские тексты. В 76-88-й главах КнигиМертвых упоминается о том, что душа во время своих загробных скитанийпревращается в различных животных: барана, крокодила, ястреба. Но указанныесущества в глазах египтян были воплощениями богов, и превращение в них людейесть не инкарнация, а обожествление, вхождение в блаженную жизнь. Такимобразом, как говорит Ланге, "мы ни в коем случае не должны видеть в этомстранствия души" (Ланге. Египтяне. - П. Шантепи де ла Соссей.Иллюстрированная история религии, т. I. СПб., 1913, с. 179). Средимногочисленных памятников религиозной письменности Египта, касающихсяпосмертия, мы не находим ни одного указания на веру в переселение душ. Всюдуговорится лишь о загробном мире, о суде над душой и о ее странствиях впотусторонних обителях (см.: Д. Брэстед. История Египта, т. I. M., 1915, с.66 сл.). Более того, египтяне связывали бессмертную часть человека с еематериальной оболочкой - отсюда мумификация статуэтки-двойники и особеннотщательная забота о гробницах. Все это было бы бессмысленно при вере вперевоплощение. Кроме египетской религии, пытались найти учение о реинкарнации и вВетхом Завете. Полагали, что о нем свидетельствует несколько мест Библии. Так, Бог, посылая на проповедь пророка Иеремию, говорит ему: Прежде,нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя *, И прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя **. Иер I, 5. ---------------------------------------------------------------- * То есть возлюбил, избрал для себя. ** То есть сделал посвященным Богу. Но, как явствует из текста, речь здесь идет вовсе не о перевоплощении,а о божественном предведении: Бог предназначил Иеремию к служению еще дотого, как тот родился. В псалме 89 мы читаем: Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! В этом также усматривалинамек на реинкарнацию. На самом же деле приведенные слова лишь перифраздругого библейского изречения (Быт 3,19), касающегося смертности человека,который, умирая, "возвращается в землю". (Древнеизраильские представления опосмертии изучали след. авторы: П. Юнгеров. Учение Ветхого Завета обессмертии души и загробной жизни. Казань, 1882; А. Темномеров. Учение Св.Писания о смерти, загробной жизни и воскресении, 1899; П. Страхов.Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философскомсознании. M., 1916; J.Z. McKenzie. The two-edged sword, N 5, 1966, р.275-294.) Далее, в книге пророка Малахии есть такие слова Божии: "Вот Я пошлю квам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал4,5). Однако и здесь напрасно видят указание на перевоплощение. Из Библииявствует, что в Израиле существовала вера в то, что пророк Илия не умирал, абыл взят Богом с земли. О вторичном явлении пророка перед Судным днем иговорит текст пророка Малахии. Итак, все усилия найти в Ветхом Завете учение о реинкарнации оказалисьтщетными. Нет его и в ортодоксальном иудействе послехристианского периода.Так, в Талмуде развивается учение, близкое к мнению Отцов Церкви,относительно того, что вплоть до всеобщего воскресения сохраняется некаясвязь души с элементами распавшегося тела (см: И. Троицкий. Талмудическоеучение о посмертном состоянии и конечной участи людей. СПб., 1904). Сложнее обстоит дело с греческой религией. В отличие от верованийКитая, Рима и Передней Азии, она действительно в некоторые периоды и внекоторых школах признавала метемпсихоз. Но, как справедливо подчеркивал С.Франк, вера в переселение душ среди греков "была всегда лишь случайным иисключительным явлением" (С. Франк. Учение о переселении душ. - ПД, с. 29). В ахейскую и гомеровскую эпохи мы не обнаруживаем еще никаких следовучения о метемпсихозе и даже вообще о воздаянии; посмертная судьба человекане связывается с его поступками. Царям и героям сооружают гробницы, полагая,что участь могучих и смелых после смерти будет более счастливой. Постепеннопоявляется представление о блаженной стране, где живут "герои", избегшиепреисподней (см.: Ю. Кулаковский. Смерть и бессмертие в представлениидревних греков. Киев, 1899, с. 56). Но для большинства людей единственнымконцом оставалось пребывание в царстве Аида, откуда нет возврата (см.:Илиада, XXIII, 75; M.P.Nilsson. A History of Greek religion. Oxford, 1972,p. 138). Около VI в. до н. э. в Греции распространяется экстатический культДиониса, в котором впервые явственно звучит мотив бессмертия души (см.: Р.Кнопф. Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь,СПб., 1908, с. 36. Подробнее об этой религии будет сказано в следующем, IVтоме цикла). Теософия Орфической секты питалась духом и идеями дионисизма, ив ней уже вполне недвусмысленно принимается метемпсихоз (см.: Н.Новосадский. Орфические гимны. Варшава, 1900, с. 56). Орфизм развивается вучение Пифагора, которое давно поражало исследователей сходством синдийскими учениями. Пифагор проповедует "неубиение живых существ", телоименует гробницей, "вспоминает" свои прежние жизни, как Будда, современникомкоторого он был. Существовали легенды, согласно которым Пифагор побывал наВостоке и принес оттуда свое учение. В связи с этим нередко высказывалосьпредположение, что метемпсихоз пифагорейцев есть прямое заимствование изИндии (см., например: Л. Шредер. Пифагор и индийцы. Исследование опроисхождении пифагорейского учения. - "Журнал Министерства НародногоПросвещения", 1888, Э10, 11.) Вне всякого сомнения, Платон склонялся к метемпсихозу под влияниемпифагорейской теософии. Но уже Аристотель отказался от идеи переселения душ,и после него она надолго исчезает из греческого мышления. Только тогда,когда началось прямое проникновение восточных религий на Запад, когдабуддийские миссионеры пришли в Афины (III в. до н. э.), доктринареинкарнации вновь появляется на свет, на этот раз уже в теософии гностиков.Один из основателей этого учения, Аполлоний Тианский (I в. н. э.),путешествовал в Индию и беседовал с брахманами (см.: М. Корелин. Падениеантичного миросозерцания. М., 1898, с. 228; Ю. Николаев. В поисках заБожеством. Очерки истории гностицизма. СПб., 1913, с. 59 сл.; П.Милославский. Древнее языческое учение о странствиях и переселениях души иследы его в первые века христианства. Казань, 1879, с. 255). Но и в эту эпоху, как и в классическую, доктрина метемпсихоза неполучила большого влияния в античном мире и редко выходила за пределы узкихфилософских кругов.

X x x

Для теософии было в высшей степени важным найти указания нареинкарнацию в Евангелии. Единственным местом в нем, которое на первыйвзгляд может быть истолковано в этом смысле, являются слова Христа об ИоаннеКрестителе: "Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти" (Мф11, 14). Но, во-первых, как мы говорили, Библия разумеет здесь не реинкарнациюИлии, а явление неумиравшего пророка. Во-вторых, сам Иоанн отрицал своетождество с Илией (Ин 1, 21). В-третьих, приведенные выше слова Христа имеютсовершенно иной смысл: согласно пророчествам, пришествие Мессии должно бытьпредварено появлением пророка Илии, призванного помазать Избавителя наслужение. Этот аргумент книжники выставляли против мессианского достоинстваИисуса (см.: св. Юстин. Диалог с Трифоном, IX). Поэтому Христос и указываетна Крестителя-Предтечу как на пророка, выполнившего миссию Илии. (см.: С.Булгаков. Друг Жениха. Париж, 1927, с. 161 сл.). I; Кроме этих слов, вЕвангелии нет больше ни одного изречения, которое могло бы дать повод кистолкованию в духе учения реинкарнации. Теософия признает Христа великим учителем человечества. Но она не можетобъяснить, почему в таком случае Он не только ничего не говорил остранствиях душ, но и указывал на единичный характер жизни каждого человекана земле (ср.: Лк 16, 19). Для теософов так и остается непостижимойзагадкой, как могло Евангелие умолчать о перевоплощении. Апостол Павел,например, говорит о трансформации цельного человеческого существа в концемировой истории, но не о метемпсихозе. Он учит не о смене тел, но обизменении самой природы тела: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное"(1 Кор 15, 44). А в Послании к евреям прямо сказано, что "человекам положенооднажды умереть" (Евр 9, 27). Один из первых христианских богословов Афинагор (II в.), продолжаябиблейскую традицию, решительно отклоняет платоновско-спиритуальнуюантропологию. Для него человек - это не только "душа", но - целостноесущество, в состав которого входит и телесная природа (Афинагор. Овоскресении, 14). Залогом бытия человека в вечности он считает не бессмертиелишь души, а воскресение, то есть возрождение человека как многоплановогосоздания. "Если нет воскресения, - говорит он, - то не останется природачеловеков как человеков" (там же, 15). Разумеется, будущее тело Афинагор непредставляет как точное повторение тленного тела. Оно соответствует особомупросветленному состоянию материи: это - "сома пневматикон", тело духовное,по терминологии апостола Павла. Естественно, что учение о восхождениичеловека в вечность несовместимо с теорией метемпсихоза, которая решительноотделяет телесную природу человека от духовной. Теософия ссылается на учителя Церкви Оригена для доказательства того,что в первые века своей истории христианство принимало идею реинкарнации(см., например: А. Каменская. Что такое теософия? 1912, с. 5). Но на самомделе Ориген высказывал лишь предположение о том, что до рождения душипредсуществуют в высших сферах. Это мнение Ориген не считал догматическим ивыдвигал его лишь как частную гипотезу (Ориген. О началах, II, 8, 3; 9,2).Как бы не оценивать подобную гипотезу, ее нельзя отождествлять сметемпсихозом, против которого Ориген высказывался довольно ясно (Ориген.Против Цельса, III, 75; IV, 17. См. библиографию вопроса во втором тометруда: J. Quasten, Patrologu, 1964, р. 92). Это неприятие реинкарнации, вытекающее из христианского виденияцелостного человека, было свойственно и всему святоотеческому богословиюэпохи Вселенских Соборов. Так, св. Григорий Богослов мнение о том, "будто быдуша постоянно меняет разные тела, каждое сообразно прежней жизни", считал"пустой книжной забавой" (св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные.Слово 7-е. О душе). И в заключение остается добавить, что и последняя по времени мироваярелигия. Ислам, так же как и христианство, не признает теории переселениядуш. Таким образом, мы убеждаемся в том, что среди "исторических" религий(если не считать некоторых частных направлений греческой мысли) доктринареинкарнации исповедуется только религиями Индии. Но и в Индии она заявила о себе сравнительно поздно и далеко не сразустала всеобщей. Ее не было у древних арьев, по воззрениям которых душиправедных попадали в светлые обители богов (см.: Р. Deussen. The Philosophyof the Upanishades, p. 323). Ранневедическая религия знала о загробномвозмездии за грехи. "Мы слышим, - говорит Радхакришнан, - о Варуне,низвергающем грешника в мрачную бездну, откуда нет возврата" (Радхакришнан.Индийская философия, т, I, с. 93). Появление среди индо-арьев учения о сансаре можно приурочить ко временимежду XV и IX вв. до н. э., т. е. к столетиям, отделявшим Риг-Веду от раннихУпанишад. Первое упоминание о сансаре, как уже было отмечено, мы находим вБрихадараньяке (III, 2, 13; IV, 4, 5). С тех пор эта доктрина настолькоукоренилась в индийском мышлении, что стала его неотъемлемой чертой. ДажеБудда не смог отказаться от нее, несмотря на то что она вступала в некотороепротиворечие с его собственным учением. Отрицая устойчивое "я", он тем неменее сделал уступку идее сансары, допустив кармическое перерождение потоковдхарм. Откуда же пришло к индо-арьям учение о перевоплощении? Существует предположение, что оно было заимствовано ими у доарийскогонаселения Индии. Вполне возможно, что у дравидских племен оно сохранилось спервобытных времен. Это косвенно подтверждается тем, что в примитивныхкультах вера в перевоплощение встречается гораздо чаще, чем среди"исторических религий". Наиболее яркую форму она имеет у австралийцев,этнически родственных коренным обитателям Индостана.

X x x

Весьма вероятно, что на возникновение этого верования у первобытныхплемен повлияло сходство между потомками и предками. Особенно должны былипоражать воображение древнего человека общие черты у родственников в третьемколене. Рождение человека, разительно похожего на умершего деда, невольномогло приводить к мысли, что в новорожденного перевоплотился усопший. Так, вафриканском племени Иоруба родившегося ребенка было принято встречатьсловами: "Ты вернулся!" (см.: Э. Тэйлор. Первобытная культура. М., 1939, с.302). Другим источником верования в переселение душ мог быть тотемизм, т. е.понятие о мистической связи племени с животным-предком. У некоторыхавстралийских кланов существовало поверье, будто их члены - воплощениетотемистических предков (см.: Е. Durghim. The Elementary Forms of theReligious Life, 1961, p. 197). Считалось также, что тотем может воплощатьсяи в священных животных. Обладая острым чувством одухотворенности природы,первобытные люди плохо осознавали качественное различие между духом человекаи психикой животного. Это питало веру в оборотней и вело кбеспрепятственному перенесению человеческого "я" в звериную оболочку (см.:А. С. Bouquet. Comparative Religion, 1958, р. 39). Тотемизм и анимизм, однако, несут в себе еще только зародыши теорииреинкарнации. Как подчеркивал С. Франк, существует принципиальная разницамежду этими верованиями и теорией сансары. Вера в возможность для человекаперевоплотиться в другое существо еще не тождественна учению о переселениидуш в строгом смысле слова. "Под ним, - говорит Франк, - разумеется вера,что нормальной и необходимой формой посмертного существования души являетсяее переход в другое живое тело - в тело другого человека, животного илирастения, вера в странствование, "блуждание" (таков смысл индусского слова"сансара") души - от одной телесной смерти к другой через разныеорганические тела. Такого рода вера составляет в истории религиозныхпредставлений скорее исключение, чем общее правило" (С. Франк. Учение опереселении душ. - ПД, с. 9-10). Действительно, даже в своей зачаточной форме вера в реинкарнацию носитвесьма ограниченный, местный характер: в самой Австралии, где она наиболеераспространена, она является всеобщей. А у полинезийцев, ведда, бушменов,пигмеев Африки, почти у всех индейцев и многих других народов, сохранившихчерты первобытной культуры - она отсутствует (см. сб. "Религии наименеекультурных племен", М., 1931). Нередко, когда старые исследователиутверждали, будто они обнаружили эту веру у того или иного племени, потомоказывалось, что они были введены в заблуждение тотемистическими мифами,неверно истолкованными. Подведем теперь окончательный итог. Учение о реинкарнации свойственнонекоторым "первобытным" племенам (в зачаточной форме), индийцам идионисическо-орфической традиции Греции. Всем же остальным национальным имировым религиям, возвышенность и истинность которых теософия не отрицает,это представление чуждо. Здесь есть над чем задуматься. Как могло случиться,что тысячелетние верования, жрецы, учители и пророки человечества моглиотрицать реинкарнацию, если бы она являлась всеобщим и непреложным закономчеловеческого бытия? Не получив опоры в мировом религиозном сознании, сторонники доктриныссылаются на другой аргумент: на таинственные явления и загадки жизни,которые, по их мнению, могут быть объяснены якобы только с позиции ихтеории.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: