X x x
Для теософии было в высшей степени важным найти указания нареинкарнацию в Евангелии. Единственным местом в нем, которое на первыйвзгляд может быть истолковано в этом смысле, являются слова Христа об ИоаннеКрестителе: "Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти" (Мф11, 14). Но, во-первых, как мы говорили, Библия разумеет здесь не реинкарнациюИлии, а явление неумиравшего пророка. Во-вторых, сам Иоанн отрицал своетождество с Илией (Ин 1, 21). В-третьих, приведенные выше слова Христа имеютсовершенно иной смысл: согласно пророчествам, пришествие Мессии должно бытьпредварено появлением пророка Илии, призванного помазать Избавителя наслужение. Этот аргумент книжники выставляли против мессианского достоинстваИисуса (см.: св. Юстин. Диалог с Трифоном, IX). Поэтому Христос и указываетна Крестителя-Предтечу как на пророка, выполнившего миссию Илии. (см.: С.Булгаков. Друг Жениха. Париж, 1927, с. 161 сл.). I; Кроме этих слов, вЕвангелии нет больше ни одного изречения, которое могло бы дать повод кистолкованию в духе учения реинкарнации. Теософия признает Христа великим учителем человечества. Но она не можетобъяснить, почему в таком случае Он не только ничего не говорил остранствиях душ, но и указывал на единичный характер жизни каждого человекана земле (ср.: Лк 16, 19). Для теософов так и остается непостижимойзагадкой, как могло Евангелие умолчать о перевоплощении. Апостол Павел,например, говорит о трансформации цельного человеческого существа в концемировой истории, но не о метемпсихозе. Он учит не о смене тел, но обизменении самой природы тела: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное"(1 Кор 15, 44). А в Послании к евреям прямо сказано, что "человекам положенооднажды умереть" (Евр 9, 27). Один из первых христианских богословов Афинагор (II в.), продолжаябиблейскую традицию, решительно отклоняет платоновско-спиритуальнуюантропологию. Для него человек - это не только "душа", но - целостноесущество, в состав которого входит и телесная природа (Афинагор. Овоскресении, 14). Залогом бытия человека в вечности он считает не бессмертиелишь души, а воскресение, то есть возрождение человека как многоплановогосоздания. "Если нет воскресения, - говорит он, - то не останется природачеловеков как человеков" (там же, 15). Разумеется, будущее тело Афинагор непредставляет как точное повторение тленного тела. Оно соответствует особомупросветленному состоянию материи: это - "сома пневматикон", тело духовное,по терминологии апостола Павла. Естественно, что учение о восхождениичеловека в вечность несовместимо с теорией метемпсихоза, которая решительноотделяет телесную природу человека от духовной. Теософия ссылается на учителя Церкви Оригена для доказательства того,что в первые века своей истории христианство принимало идею реинкарнации(см., например: А. Каменская. Что такое теософия? 1912, с. 5). Но на самомделе Ориген высказывал лишь предположение о том, что до рождения душипредсуществуют в высших сферах. Это мнение Ориген не считал догматическим ивыдвигал его лишь как частную гипотезу (Ориген. О началах, II, 8, 3; 9,2).Как бы не оценивать подобную гипотезу, ее нельзя отождествлять сметемпсихозом, против которого Ориген высказывался довольно ясно (Ориген.Против Цельса, III, 75; IV, 17. См. библиографию вопроса во втором тометруда: J. Quasten, Patrologu, 1964, р. 92). Это неприятие реинкарнации, вытекающее из христианского виденияцелостного человека, было свойственно и всему святоотеческому богословиюэпохи Вселенских Соборов. Так, св. Григорий Богослов мнение о том, "будто быдуша постоянно меняет разные тела, каждое сообразно прежней жизни", считал"пустой книжной забавой" (св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные.Слово 7-е. О душе). И в заключение остается добавить, что и последняя по времени мироваярелигия. Ислам, так же как и христианство, не признает теории переселениядуш. Таким образом, мы убеждаемся в том, что среди "исторических" религий(если не считать некоторых частных направлений греческой мысли) доктринареинкарнации исповедуется только религиями Индии. Но и в Индии она заявила о себе сравнительно поздно и далеко не сразустала всеобщей. Ее не было у древних арьев, по воззрениям которых душиправедных попадали в светлые обители богов (см.: Р. Deussen. The Philosophyof the Upanishades, p. 323). Ранневедическая религия знала о загробномвозмездии за грехи. "Мы слышим, - говорит Радхакришнан, - о Варуне,низвергающем грешника в мрачную бездну, откуда нет возврата" (Радхакришнан.Индийская философия, т, I, с. 93). Появление среди индо-арьев учения о сансаре можно приурочить ко временимежду XV и IX вв. до н. э., т. е. к столетиям, отделявшим Риг-Веду от раннихУпанишад. Первое упоминание о сансаре, как уже было отмечено, мы находим вБрихадараньяке (III, 2, 13; IV, 4, 5). С тех пор эта доктрина настолькоукоренилась в индийском мышлении, что стала его неотъемлемой чертой. ДажеБудда не смог отказаться от нее, несмотря на то что она вступала в некотороепротиворечие с его собственным учением. Отрицая устойчивое "я", он тем неменее сделал уступку идее сансары, допустив кармическое перерождение потоковдхарм. Откуда же пришло к индо-арьям учение о перевоплощении? Существует предположение, что оно было заимствовано ими у доарийскогонаселения Индии. Вполне возможно, что у дравидских племен оно сохранилось спервобытных времен. Это косвенно подтверждается тем, что в примитивныхкультах вера в перевоплощение встречается гораздо чаще, чем среди"исторических религий". Наиболее яркую форму она имеет у австралийцев,этнически родственных коренным обитателям Индостана.X x x
Весьма вероятно, что на возникновение этого верования у первобытныхплемен повлияло сходство между потомками и предками. Особенно должны былипоражать воображение древнего человека общие черты у родственников в третьемколене. Рождение человека, разительно похожего на умершего деда, невольномогло приводить к мысли, что в новорожденного перевоплотился усопший. Так, вафриканском племени Иоруба родившегося ребенка было принято встречатьсловами: "Ты вернулся!" (см.: Э. Тэйлор. Первобытная культура. М., 1939, с.302). Другим источником верования в переселение душ мог быть тотемизм, т. е.понятие о мистической связи племени с животным-предком. У некоторыхавстралийских кланов существовало поверье, будто их члены - воплощениетотемистических предков (см.: Е. Durghim. The Elementary Forms of theReligious Life, 1961, p. 197). Считалось также, что тотем может воплощатьсяи в священных животных. Обладая острым чувством одухотворенности природы,первобытные люди плохо осознавали качественное различие между духом человекаи психикой животного. Это питало веру в оборотней и вело кбеспрепятственному перенесению человеческого "я" в звериную оболочку (см.:А. С. Bouquet. Comparative Religion, 1958, р. 39). Тотемизм и анимизм, однако, несут в себе еще только зародыши теорииреинкарнации. Как подчеркивал С. Франк, существует принципиальная разницамежду этими верованиями и теорией сансары. Вера в возможность для человекаперевоплотиться в другое существо еще не тождественна учению о переселениидуш в строгом смысле слова. "Под ним, - говорит Франк, - разумеется вера,что нормальной и необходимой формой посмертного существования души являетсяее переход в другое живое тело - в тело другого человека, животного илирастения, вера в странствование, "блуждание" (таков смысл индусского слова"сансара") души - от одной телесной смерти к другой через разныеорганические тела. Такого рода вера составляет в истории религиозныхпредставлений скорее исключение, чем общее правило" (С. Франк. Учение опереселении душ. - ПД, с. 9-10). Действительно, даже в своей зачаточной форме вера в реинкарнацию носитвесьма ограниченный, местный характер: в самой Австралии, где она наиболеераспространена, она является всеобщей. А у полинезийцев, ведда, бушменов,пигмеев Африки, почти у всех индейцев и многих других народов, сохранившихчерты первобытной культуры - она отсутствует (см. сб. "Религии наименеекультурных племен", М., 1931). Нередко, когда старые исследователиутверждали, будто они обнаружили эту веру у того или иного племени, потомоказывалось, что они были введены в заблуждение тотемистическими мифами,неверно истолкованными. Подведем теперь окончательный итог. Учение о реинкарнации свойственнонекоторым "первобытным" племенам (в зачаточной форме), индийцам идионисическо-орфической традиции Греции. Всем же остальным национальным имировым религиям, возвышенность и истинность которых теософия не отрицает,это представление чуждо. Здесь есть над чем задуматься. Как могло случиться,что тысячелетние верования, жрецы, учители и пророки человечества моглиотрицать реинкарнацию, если бы она являлась всеобщим и непреложным закономчеловеческого бытия? Не получив опоры в мировом религиозном сознании, сторонники доктриныссылаются на другой аргумент: на таинственные явления и загадки жизни,которые, по их мнению, могут быть объяснены якобы только с позиции ихтеории.