X x x
Таким образом, христианство может принять в теории реинкарнации лишьмысль о глубокой связи, существующей между личными "я". Но оно раскрываетэту связь через таинство евангельской любви. В ней, по словам христианскогофилософа, "взаимопроникновение душ несомненно существует, но оно не есть"перевоплощение" одной индивидуальности в другую, которое просто невозможно,ибо индивидуальность есть эта индивидуальность, а не другая. Оно есть нечтогораздо более чудесное, именно жизнь и действие одной индивидуальности вдругой и через другую в силу взаимной проницаемости духов" (Б. Вышеславцев.Бессмертие, перевоплощение и воскресение. - ПД, с. 130). Не менее важна и другая сторона проблемы. Учение о перевоплощениивытекает из философии крайнего спиритуализма, свойственного Индии иплатоновской традиции. Для этого воззрения материя есть зло, тело - гробницаили тюрьма, а подлинную ценность имеет лишь дух. Между тем христианство есть религия Воплощения и Воскресения.Пасхальный рассказ Евангелия свидетельствует об этом с необычайной силой:Богочеловек, победитель смерти, явившись ученикам, показывает им, что Он -не дух, и в знак этого садится с ними за трапезу. В Его прославленном теле,уже не подверженном распаду, одухотворяется и обретает нетленную красотусама материя. "Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века" - таково исповеданиеЦеркви, которое говорит не о спасении от мира, а о спасении, освящении,просветлении Вселенной. "Я поклоняюсь материи, - дерзновенно говорит св.Иоанн Дамаскин, - через которую совершилось мое спасение, чту же ее не какБога, но как полную божественного действия и благодати" (цит. по: арх.Киприан, Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950, с. 241). Здесь проходит водораздел между христианством и спиритуализмом."Христианская культура построена прежде всего на признании святости плоти,святости природы, святости космоса (обожение плоти). Религии Индии имеютдругую систему ценностей, чем христианство, это не ценность воплощения,преображения и воскресения, "победы над смертью", а противоположныеценности: развоплощения, отрешения от плоти, приятия смерти как угасания"(Б. Вышеславцев. Кришнамурти. - "Путь", 1928, Э14, с. 106). Несовершенство, распад, дисгармония есть лишь временное состояниетвари. Оно будет, согласно библейской эсхатологии, преодолено новымтворческим актом, когда явятся "новое небо и новая земля". Смерть, которая все еще царит в мире, не может остановить самый принциптелесности, некую "форму" каждой индивидуальности. Эту форму апостол Павелназывал "телом духовным". (Святоотеческое учение о "теле духовном" изложенов труде еп. Игнатия Брянчанинова "Слово о смерти", СПб., 1886.) Свободное оттления, оно получит новую полноту бытия в исцеленной материи Воскресения. Индийское мышление рассматривает мир как бесцельное кипение, тяжкийсон, иллюзию духа. Поэтому оно допускает, что дух проходит через множествожизней, оставаясь чуждым миру. Для христианства же человек целен, еголичность создана в синтезе духа и плоти. В этом синтезе осуществляется итеснейшая связь человека со Вселенной, которая не позволяет видеть в немлишь скитальца в лабиринтах материи. По учению Нового Завета, восхождение человека к высшей ступени"теозиса", обожения, станет в то же время и обновлением природного мира.Поднимаясь к Царству Божию, человек увлекает за собой мир, который так же,как и Адам, есть создание Творца. То, что мы переживаем, созерцая красоту и стройность мироздания,указывает на священную тайну, пронизывающую плоть, материю. По словамапостола Павла, "вся тварь" томится, ожидая грядущего космическогосвершения. Следовательно, и в природных началах есть, как и в человеке,нечто уготованное для вечности. Тем, чей пытливый взор хочет проникнуть в тайны Грядущего, остаетсяпростор для размышлений над характером связи между смертным эмпирическимтелом и "телом просветленным"; но главным для нас является то, что "Первенециз мертвых" утвердил живую преемственность "ветхого" и преображенного,открыл перед нами реальность бессмертия не только духа, но и всей целостнойличности человека, соединяющего в себе различные измерения бытия.