Загадки жизни и личности

Мы не собираемся здесь "опровергать" гипотезу реинкарнации. К каким бырациональным доводам ни прибегали ее сторонники, она все же принадлежит кобласти веры, где рационалистические доказательства неуместны, аопровержения бесплодны. Наша задача - лишь показать, что в религиозномсознании, отличном от индийского и теософского, имеется совершенно инаяинтерпретация тех фактов, которые выдвигаются для доказательствареинкарнации, и отметить те принципы христианства, которые не позволяютвключить в него доктрину перевоплощения. Обратимся теперь к самим фактам. 1) Будда, Пифагор, Рамакришна и другие имели, как говорят, способностьвспоминать свои прежние жизни. Но это легко объяснить тем, что они (пусть ипо-разному) верили в перевоплощение. В глубинах подсознания человека, какпоказал Юнг, скрыта своего рода "коллективная память" многих поколений (см.:К. G. Jung. Psychologie et Religion, 1958, р. 29 сл.). Люди, отличающиесяособо напряженной духовной жизнью, могут оказаться способными проникать вэту сферу "родовой памяти", могут выходить далеко за пределы своеголичностного сознания и в свете собственных убеждений истолковывать это каквоспоминание о "прежних жизнях". Наличие "коллективной памяти" вполнеподтверждается учением о духовном единстве человечества как "целокупногоАдама" (см.: т. 2, "Магизм и Единобожие", приложение "Библия и учение огрехопадении"). 2) Перевоплощение, утверждают теософы, придает эволюции "благой смысл"(Е. Сисарева. Цит. соч., с. 3), ведь большинство людей не успевает полностьюреализовать свои возможности; только перевоплощение дает простор дляразнообразной деятельности на протяжении многих жизней. Здесь, между прочим, обнаруживается еще одно отличие теософии отклассических индийских религий. Для последних сансара есть зло, онапродолжает то бытие, которое следует угасить; для теософии же и антропософиипереселение душ - это, напротив, эволюционный, "прогрессивный" принцип,содействующий самоискуплению человечества. Эта эволюционистская черта,чуждая пессимизму Будды и брахманов, возникла под прямым воздействиемдарвинизма и западной веры в прогресс. Но если человечество уже десятки тысяч лет развивается, перевоплощаясь,то оно давно должно было бы взойти на большую духовную высоту. Между темтрудно согласиться с тем, что такой прогресс имел место. Даже "техническаяреволюция" есть локальное явление, занимающее ничтожно малый отрезок времениво всеобщей истории: двести-триста лет на фоне пятидесяти тысяч лет. (Причеминтересно, что этот прогресс происходил как раз не в тех странах, где верилив перевоплощение.) Приверженцы реинкарнации отрицают возможность того, что раскрытиебогатств человеческого духа может протекать в иных мирах (там же, с. 9),хотя существование таких миров признают. Возникает вопрос: какие жеоснования не верить в возможность развития духа за пределами земного планажизни? Не должен ли именно там открыться новый простор длясовершенствования? "Существование человека в этом плане мира, - справедливоговорит Бердяев, - есть лишь момент его духовного пути... Популярное учениеоб одноплановом перевоплощении, в сущности, остается в этом времени, котороемыслится бесконечным и не знает выхода в вечность" (Н. Бердяев. Опытэсхатологической метафизики. Париж, 1947, с. 208). 3) Человек, согласно теософскому учению, страдает из-за последствийсвоей кармы: грехи, совершенные в предшествующих инкарнациях, отражаются напоследующих. Такой взгляд примиряет человека с любым страданием и с любойнесправедливостью. Но если принять его, то становится ясным, что кармическийзакон лишает человека свободы и, следовательно, нравственнойответственности. Личность может сознавать, что несет последствия своихошибок, или же, по принципу "солидарности", - свою причастность к "грехамотцов", но если обычные люди не помнят о своих прежних инкарнациях, то онине могут сознательно отвечать за поступки существ, о которых ничего незнают. "Что хорошего, сударь, было бы, - говорил Лейбниц, - если бы вы сталикитайским императором, при условии, что вы забудете, кем вы были? Разве этобыло бы не то же самое, как если бы Бог в момент, когда уничтожил вас,создал в Китае императора?" Иными словами, даже если и признатьперевоплощение, то отсутствие памяти о прежних жизнях наглухо отделяетчеловека от его предыдущей жизни и тем самым снимает с него ответственностьза нее. И таким образом человек превращается из свободного существа в слепуюигрушку закона. Библия не только отвергает такое понимание судьбы человека, но и непозволяет видеть в его страданиях обязательно "кару". Именно об этом говориткнига Иова, которая вся посвящена теме страдания и возмездия. Теория перевоплощения упрощает эту проблему, заключая трагичность бытияв рамки рационально понятой схемы. Перевоплощенец не может вместе с Иовомвосстать против зла, а будет скорее на стороне его друзей, которые упорнонастаивали на том, что бедствия всегда есть лишь наказание за грех. Человек, по учению христианства, приходит в падший мир, мир, который"во зле лежит", и приходит как активно действующее существо, участник борьбыдобра и зла. Даже реальность высшего Промысла не парализует его свободы.Трагичность несовершенного мира есть та среда, в которой выявляется ипризвано возрастать духовное начало человека. Говоря о Промысле, современныйхристианский философ пишет: "Цепь вещей, событий и требований смыкаетсявокруг тебя и на тебя смотрит. Смотрит на тебя "оно" - положение - да нетже: это совсем не "оно", а Он!.. Ни в чем не старайся себя уговорить,оставайся правдивым, но будь пробужденным, прислушивайся, и в одинпрекрасный день тебе станет ясно: это Он смотрит на тебя, к тебе обращаетсяи ждет твоего ответа. И теперь ты вступаешь живым в это единство идействуешь на этом основании вследствие того обращения к тебе и тогоожидания твоего ответа. Вот это и есть Промысл. Тут уже ты не толькодумаешь, но и действуешь. Тут открытость и готовность... Это значит, чтоПромысл - не готовый заведенный механизм; он совершается творчески, изновизны свободы Божией, но "также" и из новизны нашей маленькой человеческойсвободы" (Р. Гуардини. О Боге Живом. Брюссель, 1962, с. 15). Другойсовременный христианский писатель, касаясь рассказа Ивана Карамазова о том,как помещик затравил собаками мальчика, говорит, что от Ивана ускользнулосамое важное: все это событие происходило среди людей и осуществлялось волеймногих людей, которые знали, что они должны делать и чего не должны; но ониили остались пассивными, или же приняли участие в злом деле. Свобода - нелегкий дар, ее даже называли даром страшным. Но без нееневозможно осуществление подлинного человека. 4) Выдвигают еще один аргумент как доказательство реальностипереселения душ. "Нельзя сказать, - писал Р. Штейнер, - что различия людей вдуховном отношении происходят только от различия окружающей их обстановки,их воспитания и т. д. Вовсе нет; ибо два человека развиваются в одинаковыхусловиях среды и воспитания и т. д. совершенно различным образом. Поэтомунеобходимо признать, что они вступили на жизненный путь с совершенноразличными задатками" (Р. Штейнер. Теософия. Введение в сверхчувственноепознание мира и назначения человека. М., 1915, с. 51). Действительно, казалось бы, чем, если не перевоплощением, объяснитьраннюю одаренность таких, скажем, людей, как Паскаль или Моцарт? Тем неменее вывод этот не столь безусловен, как представляется на первый взгляд. Неравномерность дарований среди людей очевидна, однако она взначительной степени может быть объяснена без помощи реинкарнации, в свететого, что нам известно о комбинациях генов и других биологических факторахнаследственности. Это, впрочем, внешняя, чисто природная сторона дела.Неравномерность даров и способностей имеет и духовный смысл. Именноблагодаря ей становится возможной тесная органическая солидарность ивзаимосвязь между людьми. В живом организме специализация,взаимодополняемость и координация частей и функций есть признаквысокоразвитой структуры. Человечество не только как идея, но и какреальность есть организм. Нет человека, который мог бы быть абсолютнонезависимым от единого Адама. Это, в частности, подтверждается темислучаями, когда дети, вскормленные животными, вырастали вне общества: дажепосле своего возвращения к людям полноценными они не могли уже стать. От самого рождения своего люди нуждаются друг в друге, нуждаются в тех,кто производит их на свет, воспитывает, учит, оказывает то или иное влияние,доставляет радость, приобщает к своему опыту. Даже те, кто, казалось бы,сами ничего не могут дать другим (например, тяжелобольные), имеют своюмиссию в мире, так как нужны тем, кто о них заботится. Разумеется, внутри этого всечеловеческого организма отношения могутносить аномальный характер. Но это есть лишь болезнь организма, а не егоестественная природа. Задача религии и нравственности как раз и заключаетсяв том, чтобы бороться: этими искажениями первозданного облика человечества. Поэтому когда мы сталкиваемся с фактом неравномерности и разнообразияталантов, совершенно излишне объяснять его перевоплощением. К тому же еслипредположить, что задатки ребенка есть наследие минувших жизней, тонеизбежно встанет вопрос: как же появились те или иные задатки у первыхчеловеческих существ на земле? Ведь они не могли быть совершенно идентичнымиво всех отношениях: точных повторений природа не знает. А разнеравномерность существовала с самого начала, то, следовательно, причины еенужно искать не в процессе перерождений. 5) Говорят, что на перевоплощение указывает смутное ощущение,возникающее иногда у людей, будто место или ситуация, в которых ониоказались, были уже знакомы им прежде (см.: И. Рамачарака. Основымиросозерцания индийских йогов. СПб., 1913, с. 186). Но это явлениепсихологи объясняют особым ассоциативным процессом, при котором однанапоминающая о прошлом деталь способна вызвать комплекс воспоминаний,создающих иллюзию, будто мы уже однажды были в этой обстановке. С другойстороны, это явление "объясняется тем, что человеческий дух, отражающийсясейчас на земном сознании человека, живет вне времени и пространства ипотому может как вспоминать бывшее, так и предвидеть будущее, ибо всеземное, как бывшее, так и будущее, есть в то же время и единый мирнастоящего, т.е. вечного. И поэтому очень часто в жизни у человекаобостряется "память будущего", т. е. он во сне или даже наяву, сознательноили чаще всего бессознательно запоминает будущее и потом, конечно, легко"вспоминает" его" (арх. Иоанн Шаховской. О перевоплощении. Диалог. Париж, с.17). 6) Указывают на то, что гипнотические эксперименты могут обнаруживать вчеловеке как бы вторую, а иногда и третью, четвертую личность (см.: А.Порошин. Новый человек. Приложение. СПб., 1914). Однако этот факт может бытьобъяснен телепатией, которую защитник идеи перевоплощения Рамачаракаопределяет как "получение каким-нибудь лицом, сознательно илибессознательно, колебаний или волн мысли, посылаемых, сознательно илибессознательно, умами других людей" (Рамачарака. Ук. соч., с. 70). 7) Современные буддисты ссылаются на физический закон сохранения как надоказательство перевоплощения (см.: Е. С. Baptist. A Catechism of BuddhistDoctrine. Colombo, 1963, p. 23). Но, во-первых, если принять эту аналогию,переход человеческого духа из одной формы бытия в другую совсем необязательно должен означать новое воплощение на земле. А во-вторых,указанный закон действует в уже сотворенном мире; сам же творческий актстоит за пределом тварных законов, он сверхрационален и неподведомственнаучному знанию. Поэтому какую бы из христианских теорий происхождения душимы ни приняли, сам момент создания неразрушимого человеческого "я" выпадаетиз общего естественного процесса, и аналогии из физического мира к немунеприложимы. Таким образом, мы видим, что аргументы, приводимые апологетамиреинкарнации, далеко не носят обязательного характера и предполагают уженаличие веры в переселение душ. Нам остается лишь показать, как эта верасоотносится с христианским Откровением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: