4.1. Цели экологического образования школьников
Основы формирования целей экологического образования. Цели образования вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций и социального заказа общества системе образования в конкретных условиях. Цели позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата — формирования экологической культуры.
Наряду с содержанием, процессом, результатами обучения и воспитания цели являются важным системообразующим фактором любой педагогической системы и могут быть рассмотрены как совокупность социальных целей, развивающихся под влиянием политических, социальных и научно-педагогических факторов.
Экологическое образование учитывает как социальные цели, так и цели развития личности. Социальные цели определяются разумным стремлением общества к обеспечению своего развития, личностные же цели учитывают индивидуальные способности, потребности в образовании, самообразовании и профессиональном труде.
В основе формирования целей экологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения экологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной интеграции естественно-научного и гуманитарного знания.
Главная цель экологического образования — становление экологической культуры личности и общества посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества в целом. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, т.е. понимание сущности природных закономерностей, понимание причин противоречий и конфликтов в системе «природа—общество».
Цели школьного экологического образования. Традиционно эти цели подразделяются на обучающие, воспитательные и развивающие.
Обучающие цели экологического образования заключаются в том, чтобы привести школьников к овладению системой экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся:
• формирование у учащихся системы экологических знаний о закономерностях функционирования живых систем в связи с условиями окружающей среды, о развитии природы и общества в их неразрывной взаимосвязи; о причинах современного экологического кризиса;
• содействие пониманию экологических аспектов естественнонаучных знаний, пониманию целостной научной картины мира на основе интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний;
• развитие практических умений и навыков по изучению экологических систем, по охране природы и оптимизации окружающей среды.
Экологическое образование содействует обогащению личностных качеств ученика благодаря высокой значимости экологических знаний, позволяющих понять ценности природы в их неповторимости и многообразии.
Воспитательные цели экологического образования включают:
• формирование ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, ценность человека, его жизни и здоровья;
• содействие развитию у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;
• развитие у учащихся чувства ответственности за сохранение природы;
• формирование на основе интеграции знаний о природе и обществе научного глобально ориентированного мировоззрения.
Развивающие цели экологического образования содействуют интеллектуальному развитию учащихся, формированию у них экологического стиля мышления, развитию способностей и потребностей в экологическом образовании и общении с природой, интереса к учебной и исследовательской деятельности.
Экологическое образование закрепляет и обогащает личностно и общественно значимые качества учащегося за счет усвоения экологических норм, правил, позволяющих понять многообразие и ценности природы и выбрать способ своего участия в ее сохранении.
Знания, усвоенные человеком, автоматически не переходят в его убеждения, поступки и поведение в природе. Поэтому экологическому воспитанию следует уделять самое серьезное внимание.