Вопросы и задания. 1. Охарактеризуйте различные виды средств обучения

1. Охарактеризуйте различные виды средств обучения.

2. Назовите критерии отбора живых растений для обучения экологии.

3. Разработайте проект размещения комнатных растений в кабинете экологии.

4. Сформулируйте темы лабораторных и практических работ с применением комнатных растений.


7.3. Изобразительные средства обучения экологии

Объемные средства. К ним относятся модели, муляжи, рельефные таблицы.

Муляж представляет собой точную копию натурального объекта, в которой отображены все признаки объекта. Например, муляжи грибов, плодов, поражение натурального объекта вредителями.

Модель — пособие, отражающее структуру, существенные свойства, связи элементов экосистем и биологических систем. В моделях могут быть уменьшены или увеличены размеры объекта, связи отражены схематично, а окраска условная. Модели имеют разные классификации. В частности, различают материальные модели — упрощенное изображение натурального объекта с сохранением существенных признаков. Например, модель биоценоза, модель места обитания; модели, демонстрирующие искусственные экосистемы — аквариум с обитателями.

Идеальные модели — пособия, отражающие суть строения объекта, но не имеющие внешнего сходства. Например, модели- аппликации, демонстрирующие трофические связи в биогеоценозе, круговорот веществ и поток энергии в биосфере, сукцессии биогеоценозов. Модели-аппликации могут быть на магнитной основе, что позволяет демонстрировать объект в динамике.

Разборные модели предназначены для демонстрации, они имеют простую конструкцию и приспособлены для крепления.

Другая разновидность объемных средств обучения — рельефные таблицы. Для выделения информативных элементов таблицы используют явление обратного контраста, т.е. элементы, несущие информационную нагрузку, выделяют контрастной окраской. Примеры рельефных таблиц — изображения форм рельефа (вулканы, равнины, горы, речная сеть); типов почв. К моделям, муляжам, рельефным таблицам прилагается описание и методические рекомендации для учителя.

Плоскостные изобразительные средства. В эту группу средств обучения входят печатные учебные таблицы. С их помощью у учащихся создается представление о структуре и содержании экологических систем разного уровня, о средах обитания, о структуре и границах биосферы и т.д.

В перечне рекомендуемого учебного оборудования, как правило, предлагаются комплекты готовых таблиц. С точки зрения оценки педагогической эффективности таблиц следует обратить внимание на следующие моменты: объекты и надписи должны быть хорошо видны с рабочего места ученика; главное в содержании таблицы выделено цветом, размером, рамкой; таблица не должна быть перегружена рисунками, надписями и должна соответствовать материалу учебной программы.

Особое место среди изобразительных пособий занимают атласы и географические карты. В последние годы стало возможным использование крупномасштабных карт, применение которых позволяет развивать у учащихся начальные картографические и коммуникационные умения. Ведь именно в крупномасштабных картографических пособиях условные знаки напоминают ученикам конкретные местные предметы. Имея под рукой план или крупномасштабную карту, школьник без труда сможет сопоставить картографическое изображение с хорошо знакомыми ему объектами на местности. Это обстоятельство играет важную роль в экологическом образовании, так как «привязка» знакомых объектов к карте способствует формированию у школьников пространственного мышления — необходимого компонента интеллектуального багажа будущего природопользователя.

В последние годы получают распространение региональные и районные атласы, содержащие набор районных карт, пояснительный текст, рисунки, аэрофотоснимки, профили, вопросы и задания для школьников. В комплект карт включены областные карты, в том числе административная, физическая, геологическая, ландшафтная, карта охраны природы, туристская и фенологическая картосхемы, а также топографическая карта окрестностей. Исходя из того, что около 75 % школьников России проживают в городах и большую часть времени проводят в городском окружении, все большее распространение получают районные атласы. Например, в Санкт-Петербурге проф. С.В.Васильевым созданы атласы городских административных районов. В атласы вошли карты, отражающие расположение культурных объектов и достопримечательностей, объектов промышленности, учреждений системы образования; а также карты состояния воздушного и водного бассейнов, загрязнения почв; медико-географическая карта, карта радиационной обстановки и состояния зеленых насаждений.

Атласы снабжены пояснительным текстом, который помещается рядом с картографическими изображениями.

С помощью специальных карт школьники без труда определяют функции и хозяйственную специализацию своего административного района, лучше ориентируются в его инфраструктуре, получают информацию о состоянии городской среды. Сопоставление реальной обстановки с условным картографическим изображением способствует совершенствованию картографической подготовки учащихся, развитию у них образного мышления.

Информация о расположении предприятий и учебных заведений района облегчает реализацию профессиональной ориентации старшеклассников (см. подразд. 12.3).

Экранно-звуковые средства (ЭЗС). Специфическая особенность этих средств обучения состоит в использовании зрительного ряда, при этом речевой и музыкальный ряды способствуют лучшему восприятию и пониманию зрительного рада.

Статические экранные средства — диафильмы, диапозитивы, транспаранты. Применение статичной проекции позволяет рационально использовать учебное время за счет быстрой подачи на экран рисунков, текстов, схем, таблиц, на выполнение которых на доске затрачивается много времени и усилий. Функции статичных экранных средств — развитие познавательного интереса у учащихся; содействие формированию и развитию экологических понятий. Эти средства обучения позволяют разнообразить методы обучения и виды контроля знаний.

Учебное кино, телевизионные фильмы, видеофильмы — средства, позволяющие показать природные явления и экологические процессы в динамике и развитии. Благодаря специальной киносъемке можно показать длительное развитие процесса за очень короткий промежуток экранного времени (например, процесс смены сообществ). Огромное значение имеют такие свойства, как изменение пространства, превращение невидимых объектов в хорошо видимые изображения. Использование фильмов на уроке целесообразно:

• при изучении микроскопических объектов и процессов;

• исследовании субмикроскопических объектов (молекул, атомов). При этом возможно применение методов мультипликации;

• изучении быстро или медленно протекающих явлений и процессов;

• рассказе о процессах, протекающих в недоступных для непосредственного наблюдения местах (жерло вулкана, подводный мир; зоны радиационного загрязнения);

• объяснении опытов, постановка которых затруднена из-за сложности оборудования;

• объяснении устройства сложных объектов (структура экосистемы) и т.д.

Демонстрируя учебные фильмы, следует помнить, что они не могут создавать длительную мотивацию учения, поэтому их применение должно гармонично сочетаться с другими методами обучения.

Лабораторное и полевое оборудование. Особое место и значение при обучении экологии занимает лабораторное оборудование. К нему относятся химическая посуда, реактивы, приборы для измерения:

Наименование оборудования Рекомендуемое количество для кабинета экологии (шт.)
Бинокли экскурсионные 5
Весы аналитические  
Весы учебные с разновесами  
Гигрометры  
Генераторы ГЭШ  
Дозиметры бытовые «Мастер-1»  
Лупы бинокулярные  
Микроскопы МБР  
Миллиамперметры  
Наборы приспособлений по уходу за аквариумами  
Наборы приспособлений по уходу за животными  
Наборы по микробиологии  
рН-метры  
Рулетки  
Секундомеры  
Термометры почвенные  
Термометры лабораторные  
Термометры электронные  
Термостаты  
Компасы  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: