Материальная база обучения экологии

8.1. Кабинет экологии в школе

Кабинет экологии. Кабинет экологии включает учебное оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования и специальное оборудование, обеспечивающее возможность применения технических средств обучения. Предполагается, что в кабинете проводятся не только уроки, но и внеклассная и внеурочная работа по предмету.

Исторически первые учебные кабинеты появились сразу после введения естествознания в русскую школу. Они представляли собой музеи, где в застекленных шкафах хранились гербарии растений и чучела животных. В начале XX в. назначение кабинетов изменилось: они преобразовались в классы-лаборатории. В кабинете естествознания появилась стеклянная посуда, микроскопы, что связано с развитием «исследовательского метода» и организацией экспериментальной работы с учащимися. Несколько позже в кабинете были организованы уголки живой природы, затем оборудовали кабинеты в основном таблицами и моделями, дополнив «волшебным фонарем», а позднее и кинопроектором.

Особое внимание к проблеме кабинетов было привлечено в середине 50-х гг. XX в., когда отечественные школы стали переходить на кабинетную систему обучения.

К этому времени определились типы кабинетов, номенклатура основного и вспомогательного оборудования, а также принципы комплектования кабинета.

Требования к оформлению кабинета экологии. В современных школах кабинет экологии должен состоять из классного помещения и лаборантской комнаты. Рационально оборудованный кабинет экологии — необходимое условие эффективного обучения и воспитания учащихся.

При организации кабинета экологии в школе учитывают стандартные требования.

• В современных типовых школьных зданиях для кабинета экологии должны быть отведены две смежные комнаты: классное помещение площадью 66 — 70 м2 (при дайне 10 —11 м и ширине 6 —7 м) и лаборантская комната. Эта площадь позволяет расставить мебель с учетом санитарно- гигиенических норм (из расчета 2x1 м на человека).

• Окна должны быть ориентированы на юг, юго-восток или юго-запад, с тем чтобы растения получали необходимое освещение.

• Кабинет оснащают удобными для практических и лабораторных работ столами с горизонтальной крышкой.

• Для показа объектов и опытов должен быть оборудован демонстрационный стол, стоящий на помосте — кафедре (приподнят на высоту 20 см от поверхности пола).

• В кабинете оборудуют водопровод (полив растений, мытье лабораторной посуды).

• Рационально продумывают освещение и размещение электрооборудования. Правильное освещение — важное условие с санитарно-гигиенической точки зрения. Нормы естественного освещения значительно нарушаются при загрязнении окон, при затенении рам крупными экземплярами комнатных растений. Необходимо выбрать рациональное освещение, комбинируя искусственное и естественное (уровень освещенности не менее 150 лк). Электричество в кабинете нужно не только для освещения, но и для работы технических средств обучения, поэтому розетки в нужном количестве целесообразно расположить на задней и передней стенах кабинета.

• Окраска стен и полов также должна соответствовать гигиеническим нормам. Стены окрашивают в светло-сиреневый, светло-голубой, светло-кремовый или светло-зеленый цвет; помещения, ориентированные на юг, — обычно в холодных тонах, на север — в теплых. Полы следует выстилать плиткой или покрытием, не вызывающим разрядки статического электричества.

• Важна правильная вентиляция помещения. Помимо приточно-вы- тяжной вентиляции, предусмотренной проектом школы, необходимо регулярно проветривать помещение (форточки по площади должны быть не меньше 1/50 площади пола).

• Большая классная доска имеет крепления для развешивания таблиц.

• Над доской помещается стационарный экран для демонстрации кинофильмов. Кроме того, удобно приобрести и съемный экран меньших размеров.

• В кабинете необходимо продумать затемнение (плотные шторы или жалюзи на окнах, используемые во время просмотра фильмов или диапозитивов).

• Ученические столы чаще всего расставляют в три ряда. Расстояние от первых столов до передней стены — 2,6—2,7 м, в ряду — 0,6 — 0,7 м, между рядами — 2,6 —2,7м.

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и учащихся и одновременно быть функциональным. В качестве постоянных экспозиций можно рекомендовать стенды: «Уровни организации жизни», «Экологические термины», стенды с информацией, отражающей современные экологические проблемы глобального, регионального или локального уровня.

Хранение учебного оборудования в кабинете экологии. Для рационального размещения учебного оборудования следует приобретать набор секций, из которых компонуют варианты комбинированных лабораторных шкафов. Секции бывают остекленные, с ящиками, с глухими дверцами, секция для таблиц, секция с лотками, секция для ТСО и т.д. В целом система размещения учебного оборудования призвана обеспечить сохранность средств обучения и иметь постоянное место, удобное для извлечения и возврата пособия.

Правильное хранение учебного оборудования увеличивает срок его эксплуатации. Желательно сразу определить, что следует хранить в лаборантской комнате, а что — в классном помещении. В лаборантской комнате разумно хранить лабораторное и экскурсионное оборудование, технические средства обучения. Один из вариантов хранения оборудования — тематическое распределение средств обучения (в соответствии с темами учебной программы). Так хранят гербарии, коллекции, чучела, модели и муляжи. Кроме того, следует размещать их в секциях с глухими дверцами. Микропрепараты держат в горизонтальном положении, в фабричной упаковке, таблицы — в специально отведенных местах (ящиках или на кронштейнах). Хорошо, если составлена картотека таблиц, и они в определенном порядке пронумерованы. Рельефные таблицы и муляжи хранят вдали от отопительных приборов и солнечных лучей. Натуральные фиксированные объекты протравливают бытовыми аэрозолями для борьбы с вредителями (к этой работе во избежание отравления и аллергических реакций ученики не допускаются).

Экономить время и правильно использовать оборудование помогают картотеки. Карточку в картотеке изготовляют на каждое отдельное пособие (указывают его название, вид, место хранения, инвентарный номер). Диафильмы и диапозитивы хранят в фабричной упаковке, а также в специальных пластиковых секциях.

Для оптических приборов желательно отвести специальный шкаф, где держат микроскопы, лупы: микроскопы — в чехлах, лупы — в специальных укладках. Микроскопы лучше маркировать с тем, чтобы один и тот же микроскоп постоянно попадал на одну и ту же парту (например, «1-3» — 1-й ряд, 3-я парта), таким образом легче обеспечить сохранность оборудования. Препаровальные инструменты (ножи, иглы, ножницы, пинцеты) также размещают в укладках.

Лабораторная посуда хранится в лотках в шкафу. Реактивы — растворы и сухие вещества — в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую емкость снабжают этикеткой (название, формула вещества и его концентрация). Экскурсионное оборудование — самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, совки, банки для сбора живого материала — складывают в особом отделении шкафа.

Учитель несет ответственность за сохранность оборудования своего кабинета, поэтому важно вести учет — проводить инвентаризацию или оформить паспорт кабинета с указанием имеющегося в нем оборудования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: