Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Средства обучения экологии




7.1. Классификация средств обучения экологии

Средства обучения экологии и их классификация. В дидактике под средствами обучения предполагают материальные объекты педагогического труда, являющиеся носителями учебной информации и предназначенные для применения в учебно-воспитатель- ном процессе.

Согласно классификации, разработанной С. Г. Шаповаленко, средства обучения экологии можно подразделить на следующие группы:

• натуральные средства обучения — живые растения и животные, коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты;

• изобразительные средства обучения — объемные модели и муляжи, плоскостные модели-аппликации, таблицы, географические карты и экологические атласы;

• средства новых информационных технологий (СНИТ);

• технические средства обучения (ТСО — аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств);

• лабораторное оборудование: приборы, посуда, принадлежности для демонстрации;

• вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, методические пособия, справочники).

Требования к средствам обучения экологии. Средства, используемые в процессе обучения экологии, представляют собой богатый перечень натуральных предметов, предметов изобразительной наглядности, технических средств и дидактических пособий, средств мультимедиа, лабораторного оборудования.

Требования, которым должны отвечать средства обучения экологии, заключаются в том, что они:

• обеспечивают формирование правильных представлений об экологических объектах, процессах, явлениях;

• дают возможность овладевать методологическими знаниями и умениями;

• содействуют быстрому поиску новой научной информации и применяются для контроля и самоконтроля знаний и умений учащимися;

• активизируют самостоятельную работу учащихся;

• отвечают санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности.

Основные средства обучения экологии. Наиболее значимые средства обучения экологии - натуральные объекты, передающие информацию о взаимосвязях в природе, о живых системах и связях, существующих между ними и внешней средой. Натуральные объекты должны наглядно иллюстрировать черты приспособленности организмов к условиям среды (растения и животные, принадлежащие к разным экологическим группам), влияние экологических факторов на организмы и т.д.

Натуральными средствами обучения выступают живые объекты — растения, животные фиксированные препараты (гербарии, влажные объекты, микропрепараты, остеологические препараты и таксидермические материалы), а также горные породы и минералы, коллекции.

Изобразительные средства обучения (рельефные и печатные таблицы, модели, муляжи, видеоматериалы, мультимедийные средства) используются при всех формах обучения экологии с разными дидактическими целями: для поиска новой информации, систематизации, обобщения, контроля и самоконтроля знаний и умений.




В процессе обучения экологии применяются нормативные документы, средства и пособия, в которых описаны экологические объекты, явления и процессы: практикумы, инструкции для самостоятельной работы учащихся; дидактические материалы разного назначения (определители растений и животных, стандартные бланки описания экосистем, бланки экологических паспортов, экологические атласы и карты).

Особое значение в оснащении лабораторных занятий и полевых практикумов имеет лабораторное оборудование: микроскопы, ионометры, шумометры, дозиметры, экспресс-лаборатория «Пчелка», землечерпальные устройства, сетки планктонные, весы аналитические; химические реактивы и др.

В экологическом образовании роль средств обучения могут выполнять экологические объекты в их природном окружении, т.е. средством обучения ига воспитания выступает сама природа. Вместе с тем природа выступает и как часть образовательной среды школьников, обладающей огромными воспитательными и развивающими возможностями.

Функции средств обучения экологии. Согласно взглядам известных методистов-биологов Н. А. Пугал и Д.И.Трайтака, средства обучения обладают многими дидактическими функциями.

Иллюстративная функция позволяет наиболее эффективно применять объяснительно-иллюстративный метод обучения; в большей степени этой функцией обладают учебники, печатные таблицы, экологические атласы, кино- и видеоматериалы.

Адаптивная функция проявляется в том, что средства обучения экологии способствуют созданию благоприятных условий для процесса обучения, организации демонстраций, проведения практических, лабораторных и самостоятельных работ.

Функция преемственности обучения обеспечивает процесс формирования и развития знаний на основе применения средств — носителей учебной информации.

Инструментальная функция направлена на грамотное безопасное и рациональное выполнение различных видов деятельности ученика и учителя с применением средств обучения, способствующих воспитанию культуры труда.

Функция интерактивности предполагает возможность взаимодействия учащегося с используемым им средством обучения и получения оперативной обратной связи. Эта функция в высокой степени присуща средствам новых информационных технологий, а также проявляется в средствах мультимедиа, позволяя учащимся вмешиваться в программу, самостоятельно изменять ее содержание.

Мотивационная функция заключается в том, что средства обучения используют с целью пробуждения интереса учащихся к изучаемому материалу.

Все функции средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию, возможность корректирования и управления.





Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 2903; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8284 - | 7917 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.