Средства обучения экологии

7.1. Классификация средств обучения экологии

Средства обучения экологии и их классификация. В дидактике под средствами обучения предполагают материальные объекты педагогического труда, являющиеся носителями учебной информации и предназначенные для применения в учебно-воспитатель- ном процессе.

Согласно классификации, разработанной С. Г. Шаповаленко, средства обучения экологии можно подразделить на следующие группы:

• натуральные средства обучения — живые растения и животные, коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты;

• изобразительные средства обучения — объемные модели и муляжи, плоскостные модели-аппликации, таблицы, географические карты и экологические атласы;

• средства новых информационных технологий (СНИТ);

• технические средства обучения (ТСО — аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств);

• лабораторное оборудование: приборы, посуда, принадлежности для демонстрации;

• вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, методические пособия, справочники).

Требования к средствам обучения экологии. Средства, используемые в процессе обучения экологии, представляют собой богатый перечень натуральных предметов, предметов изобразительной наглядности, технических средств и дидактических пособий, средств мультимедиа, лабораторного оборудования.

Требования, которым должны отвечать средства обучения экологии, заключаются в том, что они:

• обеспечивают формирование правильных представлений об экологических объектах, процессах, явлениях;

• дают возможность овладевать методологическими знаниями и умениями;

• содействуют быстрому поиску новой научной информации и применяются для контроля и самоконтроля знаний и умений учащимися;

• активизируют самостоятельную работу учащихся;

• отвечают санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности.

Основные средства обучения экологии. Наиболее значимые средства обучения экологии - натуральные объекты, передающие информацию о взаимосвязях в природе, о живых системах и связях, существующих между ними и внешней средой. Натуральные объекты должны наглядно иллюстрировать черты приспособленности организмов к условиям среды (растения и животные, принадлежащие к разным экологическим группам), влияние экологических факторов на организмы и т.д.

Натуральными средствами обучения выступают живые объекты — растения, животные фиксированные препараты (гербарии, влажные объекты, микропрепараты, остеологические препараты и таксидермические материалы), а также горные породы и минералы, коллекции.

Изобразительные средства обучения (рельефные и печатные таблицы, модели, муляжи, видеоматериалы, мультимедийные средства) используются при всех формах обучения экологии с разными дидактическими целями: для поиска новой информации, систематизации, обобщения, контроля и самоконтроля знаний и умений.

В процессе обучения экологии применяются нормативные документы, средства и пособия, в которых описаны экологические объекты, явления и процессы: практикумы, инструкции для самостоятельной работы учащихся; дидактические материалы разного назначения (определители растений и животных, стандартные бланки описания экосистем, бланки экологических паспортов, экологические атласы и карты).

Особое значение в оснащении лабораторных занятий и полевых практикумов имеет лабораторное оборудование: микроскопы, ионометры, шумометры, дозиметры, экспресс-лаборатория «Пчелка», землечерпальные устройства, сетки планктонные, весы аналитические; химические реактивы и др.

В экологическом образовании роль средств обучения могут выполнять экологические объекты в их природном окружении, т.е. средством обучения ига воспитания выступает сама природа. Вместе с тем природа выступает и как часть образовательной среды школьников, обладающей огромными воспитательными и развивающими возможностями.

Функции средств обучения экологии. Согласно взглядам известных методистов-биологов Н. А. Пугал и Д.И.Трайтака, средства обучения обладают многими дидактическими функциями.

Иллюстративная функция позволяет наиболее эффективно применять объяснительно-иллюстративный метод обучения; в большей степени этой функцией обладают учебники, печатные таблицы, экологические атласы, кино- и видеоматериалы.

Адаптивная функция проявляется в том, что средства обучения экологии способствуют созданию благоприятных условий для процесса обучения, организации демонстраций, проведения практических, лабораторных и самостоятельных работ.

Функция преемственности обучения обеспечивает процесс формирования и развития знаний на основе применения средств — носителей учебной информации.

Инструментальная функция направлена на грамотное безопасное и рациональное выполнение различных видов деятельности ученика и учителя с применением средств обучения, способствующих воспитанию культуры труда.

Функция интерактивности предполагает возможность взаимодействия учащегося с используемым им средством обучения и получения оперативной обратной связи. Эта функция в высокой степени присуща средствам новых информационных технологий, а также проявляется в средствах мультимедиа, позволяя учащимся вмешиваться в программу, самостоятельно изменять ее содержание.

Мотивационная функция заключается в том, что средства обучения используют с целью пробуждения интереса учащихся к изучаемому материалу.

Все функции средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию, возможность корректирования и управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: