Вопросы и задания. 1. Какие признаки определяют модульное обучение?

1. Какие признаки определяют модульное обучение?

2. Какие компоненты входят в состав обучающего модуля?

3. В чем заключается роль учителя в процессе модульного обучения?

4. Назовите достоинства и недостатки технологии модульного обучения.


10.4. Технология проектного обучения экологии

Сущность проектной деятельности учащихся. Сущность проектной деятельности состоит в достижении поставленной цели с помощью особых технологий с учетом определенных временных рамок. Работая над проектом, школьники учатся работать в определенном темпе.

Проект — это деятельность по осуществлению замысла проектировщика. Идея проектной работы может носить как интеллектуальный, так и прикладной характер.

Основные требования к организации проектной деятельности учащихся при обучении экологии заключаются в следующем: наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска; практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов работы над проектом; использование разных видов и способов организации деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, в парах); определение конечных целей проекта; определение базовых знаний, необходимых для работы над проектом; разработка плана проекта (структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапно получаемых результатов); применение исследовательских методов; материальность результатов (отчет, презентация).

Цели проектного обучения. Применение технологий проектного обучения содействует достижению развивающих и воспитательных целей экологического образования, а именно:

• научить школьников самостоятельно решать поставленные задачи исследования;

• научить учащихся предвидеть учебные проблемы, которые возникают на пути достижения цели проекта;

• сформировать умение работать с информацией (вести поиск источников, анализ и обработку информации);

• сформировать навыки исследовательской работы, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе.

Цикл проектного обучения. Организация проектного обучения включает стадии: разработку концепции проекта, разработку плана проекта, реализацию и завершение работы над проектом.

Концепция проекта предполагает сбор исходных данных и анализ существующего состояния исследуемой проблемы, определение проекта. При определении проекта определяют его цели, задачи, результаты, основные требования, ограничения, критерии, уровень риска, окружение проекта, подбирают основных участников проекта, ресурсы. Эта стадия предполагает активную творческую и практическую работу с различными ресурсами (учебники, методические пособия, научная литература, интернет-ресурсы и т.д.).

Разработка включает определение основных компонентов проекта, т. е. назначение руководителя и формирование команды проекта; установление контактов и изучение целей, мотивации и требований участников. Эта фаза предполагает развитие концепции проекта и разработку основного содержания проекта (конечный результат, стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы); структурное планирование (декомпозиция проекта, план действий, методы контроля, определение рисков). На этой стадии формулируется план работы, который опирается на характеристики и потребности группы.

Реализация проекта. Эта фаза включает в себя организацию работы группы, определение способов коммуникации и связи участников проекта, ввод в действие системы стимулирования (теория ожидания и др.), оперативное планирование, выполнение работ, функционирование системы контроля хода работ. Здесь результат зависит от того, как тщательно была проработана концепция, насколько эффективно реализуются разработанные и принятые методы работы.

Завершение проекта — это планирование процесса завершения, оценка результатов и подведение итогов, закрытие проекта, разрешение конфликтных ситуаций (если они имеют место), накопление данных для последующих проектов, расформирование команды проекта. Данная фаза очень важна. Качественное ее проведение позволяет обеспечить мотивацию школьников для продолжения проектного обучения.

Темами учебных и учебно-исследовательских проектов по экологии могут быть следующие: «Лишайники — индикаторы чистоты воздуха», «Кресс-салат как тест-объект», «Определение нитратов в растениях», «Загрязнение воды и ее очистка», «Изучение экосистемы аквариума», «Экологические проблемы нашего города», «Значение зеленых насаждений для города».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: