Вопросы и задания. 1. В чем состоят особенности проектного обучения?

1. В чем состоят особенности проектного обучения? В чем состоят его основные цели?

2. Дайте обоснование стадиям проекта.

3. Почему совокупность стадий в их последовательности можно назвать циклом проекта?

4. К чему сводится деятельность учителя в проектном обучении?


10.5. Технологии игрового обучения

Значение технологий игрового обучения. Игры, применяемые в практике обучения экологии, проводятся на уроках, во внеклассной работе. При этом используют ролевые и деловые игры, сюжетные игры, игры-соревнования и др. Выбор игровых методов определяется возрастными особенностями учащихся, особенностями содержания учебного материала, дидактическими задачами.

Дидактические игры требуют специальной подготовки учителя и учащихся. Они повышают интерес к учебному предмету экологии в целом и к тем экологическим проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у учащихся в процессе обучения.

С одной стороны, дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, инициативы. С другой стороны, они решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Процесс игрового взаимодействия позволяет организовать поэтапную отработку новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся — участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.

Наряду с партнерскими отношениями игра стимулирует формирование, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимости помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. В игре ученик сталкивается с целым набором правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Определенные игровые ограничения развивают способность ученика к произвольной регуляции своей деятельности на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли. Широкий спектр специальных игровых методических приемов и сама атмосфера игры помогают поддерживать внимание, что в конечном счете ведет к более глубокому и прочному осознанию понятий.

В процессе применения дидактических игр учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников, переходят от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную практику. Игра направлена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Участие школьников в ролевых и деловых играх изменяет мотивацию учения на личностно значимую. В старших классах игра может рассматриваться как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы, особенно большие возможности для этого предоставляют деловые игры.

Этапы игрового обучения. Подготовка и проведение игры способствуют более глубокому пониманию учителем своих профессиональных функций. В учебно-воспитательном процессе по экологии подготовка и проведение игр состоят из нескольких этапов.

1. Введение в игру: определение содержания данной игры, анализ полученной информации, формирование игровых групп, распределение ролей.

2. Конструирование описания разрабатываемого объекта: ролевое общение в группах и форматное описание объекта изучения.

3. Оценка проектов групп: обсуждение представленных проектов (дискуссия).

4. Экспериментальная реализация представленных игровых проектов: оценка проектов и деятельности игроков, разбор хода и результатов игры.

Виды учебных игр. Разнообразие дидактических игр определяет многообразие их применения в учебно-воспитательном процессе.

В процессе обучения экологии достаточно широко применяются ролевые игры. Их отличительный признак — наличие сюжета и ролей. Сюжет можно рассматривать как предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность и способ развертывания темы игры.

В качестве примеров можно назвать созидательные сюжеты (строительство плотин, города); сюжеты поиска и открытия («экспедиция», «путешествие»); сюжеты, связанные с романтикой профессии (игра в «школу», в «конференцию»).

Деловая игра — это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловая игра используется для решения комплексных задач изучения нового материала, закрепления, развития творческих способностей.

Подготовка дидактической игры может начинаться с разработки сценария — условного отображения ситуации объекта. Дидактическая и игровая цель (направление на игру) предполагает заданность темы, обусловленную учебной ситуацией, решение которой обеспечивает совершенствование знаний и умений учащихся. Логика игры такова:

1. Игровая ситуация (проблема, которую нужно решить в игре; стимулирование познавательной деятельности учащихся).

2. Игровые правила (взаимоотношения участников) — это положения, отражающие последовательность действий при решении учебной задачи. Ограничения, которые накладываются на участников: а) предписание последовательности; б) длительность этапов; в) влияние болельщиков.

3. Предметное и игровое содержание (имитация экологической ситуации; постановка экологической проблемы, поиск путей и принятие решений).

4. Средства обучения (пакет дидактических документов).

5. Композиция игры; детальный план ее осуществления.

6. Игровая деятельность (цель — мотив — актуализация основных понятий через анализ содержания; знакомство со сценарием, осмысление роли, процесс игры).

7. Оценивание (оценка жюри).

Далее следует процесс самой игры. В зависимости от модификации деловой игры вводятся различные типы ролевых позиций участников.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, оппонент, критик.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый.

На этапе анализа, обсуждения и оценки результатов игры заслушиваются выступления экспертов, проводится обмен мнениями, учащиеся защищают свои решения и выводы. После завершения игры учитель подводит итоги, отмечает результаты, находит ошибки, формулирует выводы по уроку или занятию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: