double arrow

Вопросы и задания. 1. Соотнесите понятия «педагогическая технология», «методика обучения экологии»

1. Соотнесите понятия «педагогическая технология», «методика обучения экологии».

2. Что понимают под развивающим обучением? В чем состоит его сущность?

3. Какие виды педагогических технологий относятся к технологиям развивающего обучения?

4. Выскажите свою точку зрения на проблему применения технологий в практике обучения экологии.


10.2. Технологии проблемного обучения

Проблемное обучение. В контексте отечественной дидактики проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний.

Проблемное обучение экологии — целенаправленный учебно-воспитательный процесс, строящийся на сотрудничестве и сотворчестве учителя и учащихся, характеризующийся инициированием и реализацией самостоятельной поисковой деятельности школьников по решению учебных проблем.

Впервые технологии проблемного обучения появились в 20 — 30-х гг. XX в. Как в зарубежной, так и в отечественной школе проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859—1952), который выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов в качестве источников познания ребенку предоставлялись слово, произведения искусства, технические устройства; при этом дети вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.

Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, но и пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Оно предполагает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, развитие индивидуальных способностей школьника. В проблемном обучении акцент делается на общее развитие, а не на трансляцию учащимся готовых научных выводов. Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и «проблемная ситуация».

В широком смысле проблема — сложный вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке проблема — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Признаками проблемы являются: порождение проблемной ситуации (в науке или в процессе обучения), готовность и определенный интерес к поиску решения и возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая различные направления поиска.

Проблемная ситуация — это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у учащегося при выполнении задания, которое побуждает найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, содержащей известные и неизвестные группы элементов. Проблемная ситуация означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Такая ситуация возникает чаще всего тогда, когда есть несколько вариантов решения при ограниченной информации исходных данных.

Приведем основные приемы создания проблемных ситуаций:

• учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

• противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией;

• возникает затруднение в обосновании и осознании выполняемых учащимися действий;

• учащиеся не знают способа решения поставленной задачи и т.д.

Схема проблемного обучения выглядит следующим образом:

постановка учителем проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного; осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, применения знаний для решения конкретных задач.

Особенности технологий проблемного обучения состоят во взаимодействии участников образовательного процесса, которое основано на сотворчестве.

• Деятельность учителя сводится к следующим действиям: подготовка учащихся к восприятию проблемы; создание проблемной ситуации; формулировка учебной проблемы; мотивация поисковой деятельности учащихся; управление поисковой деятельностью учеников; контроль за поисковой учебной деятельностью; оценка результатов творческого поиска.

• Деятельность учащихся в проблемном обучении заключается в следующем: 1) актуализация имеющихся знаний; 2) осознание проблемной ситуации; 3) восприятие учебной проблемы и противоречий, лежащих в основе возникновения проблемы; 4) познавательная потребность в разрешении возникшего противоречия; 5) самостоятельная творческая поисковая деятельность; 6) разрешение противоречия; 7) самооценка и рефлексия.

Преимущества и недостатки проблемного обучения. Технологии проблемного обучения могут широко применяться в практике обучения экологии, особенно при изучении вопросов глобальной и социальной экологии, при выявлении признаков современного экологического кризиса, при установлении причин и следствий современных экологических проблем. Преимущества технологий проблемного обучения связаны со следующими особенностями:

— создают возможности для развития у учащихся внимательности, наблюдательности;

— в значительной степени активизируют мышление и познавательную деятельность учащихся;

— развивают самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т.п.;

— обеспечивают прочность приобретаемых знаний (поскольку эти знания добываются в самостоятельной деятельности, и это вызывает известный в психологии «эффект неоконченного действия»).

Однако применение технологий проблемного обучения имеет ряд ограничений, связанных с их недостатками:

— проблемное обучение всегда вызывает затруднение у учащегося в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении;

— разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя педагогического мастерства и больших затрат времени.

Методы проблемного обучения. Методы, применяемые в проблемном обучении, характеризуются высоким уровнем активности познавательной деятельности учащихся. Условно их можно подразделить на группы методов: методы проблемного изложения учебного материала, частично-поисковые, поисковые и исследовательские методы.

Методы проблемного изложения учебного материала характеризуются тем, что учитель на уроке ставит проблемы, и сам их решает, раскрывая цепь логичных рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Логика ведения урока демонстрирует учащимся суть научного мышления, делает их соучастниками научного поиска.

Частично поисковые методы проблемного обучения применяются в тех случаях, когда учитель создает проблемную ситуацию, которая под его руководством разрешается учащимися. Учитель может подсказать учащимся первый или затруднительный шаг в решении проблемы. В основном ученики обдумывают решение проблемы самостоятельно. Наиболее наглядный прием частично поискового метода — эвристическая беседа.

Применяя поисковые методы, учитель сам формулирует задачи проблемного характера, а учащиеся решают их самостоятельно, осуществляя тем самым творческий подход. Этот метод целесообразно использовать на обобщающих уроках.

Исследовательские методы в проблемном обучении характеризуются тем, что ученики самостоятельно без помощи учителя открывают и усваивают новые знания и умения, выдвигая и решая учебные проблемы. Задача учителя — нацелить школьников на постановку проблемы, стимулировать их познавательную активность. Данный метод применим в старших классах. Это высший уровень проблемного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: