Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения экологии

10.1. Понятие о педагогических технологиях. Развивающее обучение

Понятие «педагогическая технология». На каждом этапе развития системы образования появляется необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. На современном этапе попытки совершенствования учебно-воспитательного процесса выражаются в разработке и внедрении новых педагогических технологий.

Под педагогической технологией понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.

В связи с тем что понятие «педагогическая технология» до сих пор не имеет общепризнанного толкования, авторы предлагают разные формулировки. Например, М.В.Кларин определяет педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

По мнению В.П.Беспалько, педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса.

В.М.Монахов считает, что педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Важная черта педагогической технологии состоит в том, что она разрабатывается под конкретный педагогический замысел. Предполагается, что выбранная технологическая цепочка определяет достижение и усвоение школьниками уровня государственного образовательного стандарта, обеспечивает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся и своевременную диагностику результатов деятельности школьников.

Возникает закономерный вопрос о трактовке понятия «технология» и соотношение его с методикой обучения. Вне всякого сомнения методика обучения школьному предмету, в том числе экологии, имеет более широкое значение, отвечая на вопросы «чему, зачем и как учить», в то время как технология отвечает только на вопрос «как учить». В отличие от традиционной методики обучения технологии не предусматривают отбор учебного содержания и являются лишь средством достижения образовательных задач. В методике обучения экологии используются разные педагогические технологии.

Виды педагогических технологий, применяемых в процессе обучения экологии. В настоящее время при обучении дисциплинам естественно-научного цикла выделяют три основные группы технологий.

1. Личностно ориентированные технологии (в том числе педагогика сотрудничества, способ диалектического обучения и т.д.).

2. Технологии, основанные на эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, модульное обучение, программированное обучение, проектное обучение, компьютерные технологии и др.).

3. Технологии развивающего обучения, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение и др.).

Сущность развивающего обучения. Развивающее обучение основано на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Согласно взглядам Л. С. Выготского: «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Под развивающим обучением понимается активный деятельностный способ (или тип) обучения, альтернативный объяснительно-иллюстративному способу обучения. Методологическими предпосылками практики развивающего обучения послужили следующие фундаментальные положения психологии, выдвинутые Л. С. Выготским:

• понятие о движущих силах психического развития;

• категории «зона ближайшего развития» и «возрастные новообразования»;

• положение о неравномерности хода и кризисных периодах развития;

• понятие механизма интериоризации (присвоение социального опыта);

• положение о социальной ситуации развития;

• представление о деятельностном характере учения;

• концепция знакового опосредования развития психики;

• положение о системно-смысловом строении и развитии сознания.

Развивающее обучение — это обучение, направленное на развитие личности учащегося, активности и самостоятельности в добывании знаний и умений. Очень важно, чтобы учитель вместе с учениками участвовал в формулировании теоретических положений, гипотез, версий, в обобщении при рассмотрении отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов.

В развивающем обучении ученик — полноценный субъект деятельности. Чрезвычайно важна мотивация деятельности ученика-субъекта.

Технологии развивающего обучения подразделяются на группы, инициирующие в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности:

— технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В.Занков, В.В.Давыдов);

— технологии, основанные на потребности самосовершенствования (Г.К.Селевко);

— технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт личности (И.С.Якиманская);

— технологии, направленные на развитие творческих потребностей (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер);

— технологии, основанные на социальных инстинктах (И. П. Иванов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: