Квардециль и его кратные

Я перехожу к следующему аспекту – квардецилю: дуга 25 0 43 ', дробь 1/14. Кратные аспекты – триквардециль (3/14) и квинквардециль (5/14).

Если тердециль нас искушает, дрессирует и для чего-то готовит, то квардециль ставит нас перед лицом того, к чему нас готовил тердециль. Это аспект, где мы получаем возможность предстать перед лицом Учителя или получить Учение.

Число 14 символизирует прямой выход в тончайший план. Раньше у нас был плотный план и над ним тонкий план, но откровение квардециля показывает, что над тонким планом есть еще более тонкий (я его называю тончайшим), который по отношению к тонкому играет ту же роль, что и тонкий по отношению к плотному.

И здесь возникает тема разницы между практическим и высоким духовным учителем и, соответственно, между практическим и высшим духовным обучением. Число 7 символизировало прямое (непосредственное, практическое) духовное учительство, в котором духовный учитель находится над нами, но к нам близко, и это очень существенно. Он вникает в наши конкретные обстоятельства, он нам говорит: надо делать так, а так делать не надо. А высокий духовный учитель это совершенно иная фигура.

Во-первых, он не виден. На его месте, даже если это физический человек, видится лишь некоторый контур. Или сияние. А более конкретно его рассмотреть нельзя. И ему нельзя задавать конкретных вопросов, например: у меня сейчас в левом боку колет, что это значит и что мне с этим делать? Высокий духовный учитель это человек или нефизическая (тонкая) сущность, которая по сути своей призвана отвечать на кардинальные, принципиальные вопросы, давать указания по главным темам человеческого развития, не входя при этом в слишком большие подробности. Другими словами, его уровень атманический и буддхиальный, но ни в коем случае не каузальный. И то же относится к Высокому Учению, которое представляет собой деперсонифицированный вариант проявления числа 14.

Здесь возникает необходимость своего рода перевода, или ретрансляционной станции. Высокое Учение, так же как и общие указания Учителя, надо как-то приложить к конкретной жизни человека. Для этого нужен переводчик. И тема высокого Учения, тема квардециля всегда сопряжена с темой такой интерпретации.

На Востоке есть устойчивая традиция, которая, с точки зрения Запада, выглядит несколько странно, но, тем не менее, весьма распространена. А именно, когда является новый Учитель, он, как правило, не создает нового Учения. Вместо этого он пишет новый комментарий к уже имеющемуся. Примеров этому много как в истории иудаизма, так и в истории индийской философской мысли. В ее основе лежат четыре священные книги (Веды), к которым впоследствии было написано множество комментариев, которые назывались Упанишадами. Смысл Упанишад заключался (в частности) в том, что древние священные тексты вед интерпретировались применительно к конкретной ситуации текущего времени.

Кстати говоря, точно такая же ситуация существует и в астрологии. Эта наука очень тонко чувствует время, и в случае его изменения требует изменения толкований всех основных символов: и знаков Зодиака, и планет, и домов, и аспектов. Чем мы с вами сейчас и занимаемся. Насколько мои интерпретации удачны, будут судить астрологи, которые станут ими пользоваться. А что касается фундамента, на котором они строятся, то я всегда старался использовать ту традицию, которая была мне доступна.

Квардециль дает нам выход за пределы конкретных проблем. Его уровень или атманический, или буддхиальный – не ниже. Часто он дает выход на внутреннего Учителя, и это тоже нужно правильно понимать.

У каждого человека есть бытовая интуиция, или внутренний учитель на каждый день. Это внутренний голос, или некоторое ощущение, которое ведет человека по ежедневному жизненному потоку. Когда-то оно правильно, когда-то ошибочно, но у многих присутствует постоянно и достаточно плотно и ясно проявлено. Но кроме этого, у человека есть еще и некоторое тонкое ощущение глубинного "я", которое проявляется далеко не всегда и ни в коем случае не конкретно-императивно.

Так вот, это тонкое ощущение своего внутреннего "я" особенно отчетливо (но не громко!) звучит в тех областях, где у человека активен квардециль. Это тихий, спокойный внутренний голос, который ни на чем не настаивает, и который без лишних эмоций в общем и целом информирует человека, как ему следует себя вести и чем ему следует заниматься, так или иначе выстраивая ему перспективу в общем виде.

И человек может слушать этот внутренний голос и ему следовать, а может не слушать и не следовать – никаких наказаний сразу не воспоследует. Но квардециль обозначает ту область, где внутреннее "я" за человеком смотрит особенно внимательно. И т о, что оно не навязчиво, не означает, что последствий невнимания к его указаниям не будет. Последствия будут, и, возможно, нескоро, и совсем не такие, как в случае септиля. Тема квардециля (его еще можно называть полусептилем) несколько иная: это тема выбора правильных общих установок, правильных глобальных акцентов и жизненного идеала в целом. Если говорить про практическое учение, то квардециль символизирует его дух – но не букву.

На Востоке говорят, что есть много путей к Истине и к Богу, но они подобны различным тропам, сходящимся вершине одной и той же горы. Квардециль дает человеку возможность ясно ощутить дух любого учения или практики, которой вы занимаетесь. Это может быть все, что угодно – любая работа, игра на музыкальном инструменте или путешествия. За любым занятием, которому предается человек, стоит дух, который его туда влечет, дух странствий, например. Любая долговременная программа, на которую человек тратит длительное время и усилия, всегда содержит потенциальную возможность подъема на эволюционную ступеньку или возможность выхода на новый уровень в и дения, новый уровень понимания. И квардециль дает тонкую настройку, которая для этого нужна.

Квардециль символизирует силу, которая направляет эволюцию тонкого плана. В сферах квардециля эта сила становится тонко ощутима и в какой-то степени видна – чаще всего в виде символов или тонких ощущений. Вы уже, наверное, привыкли, что есть тонкий план, который направляет плотный – но тут появляется еще более высокий надзиратель и начальник. Например, в каждой социальной ситуации над человеком находится соответствующий эгрегор. Если он выходит на улицу города, то это эгрегор города, если он дома, то это эгрегор семьи, если он пришел в гости, то это эгрегор чужой семьи. Если он на работе, то это эгрегор фирмы, организации или департамента. Кроме того, в его жизни есть множество парных эгрегоров. Но есть еще какая-то более тонкая сила, которая заставляет его идти именно через ту последовательность эгрегоров, через которую он фактически проходит. И эта сила в сферах квардециля видна наиболее отчетливо.

Это сила, которая дает общий оттенок всем подчиненным ей сюжетам и энергиям. Например, все эгрегоры, в которых человек оказывается, обладают чем-то общим – необязательно сами по себе, но, во всяком случае, по отношению к нему лично. Есть, например, люди, которым всегда везет с начальниками на работе. А есть люди, которым везет на учителей, и они находят их буквально в любой ситуации. И та сила, которая таким образом выстраивает жизнь человека, относится уже к атманическому, тончайшему плану.

По квардецилю идет благословение и противоположное к нему понятие – проклятие, а точнее, тонкое проклятие. И то, и другое суть программы (иногда их правильнее их называть акцентуациями), которые относятся к тончайшему плану: они определенным образом направляют основные сюжеты жизни человека – но направляют не конкретно, а скорее по стилю (качествам) того, что происходит. Разница между благословением и проклятием это вопрос, я бы сказал, вкуса, а не истины. В обоих случаях человек включается в определенную атманическую программу. Когда говорится про проклятие, это означает, что программа достаточно трудна и тяжела. Однако большинство людей психологически настроено на тот тип судьбы, который их ожидает, и более легкую судьбу они восприняли бы как необыкновенно скучную и пресную. Поэтому правильнее говорить про более тяжелые, напряженные судьбы, и судьбы сравнительно легкие и гармоничные.

Таким образом, тонкая программа, направляющая судьбу, в случае, если эта судьба легкая и гармоничная, называется благословением, а если судьба более тяжелая, называется проклятием. Бывают воплощения более легкие, бывают более тяжелые. Но это скорее вопрос того, как человек относится к своей судьбе, чт о часто не связано напрямую с характером самой судьбы.

Вопрос, мне кажется, правильнее ставить так. Жизненная программа, которая лежит на человеке, может располагаться на его плечах (и плечах окружающих) более или менее удобным способом, и он может выполнять ее более или менее качественно. И квардециль дает ему возможность именно этой, самой тонкой регулировки. Она делается здесь более ощутимой.

Вы видите, какой важный философский и психологический урок дает нам астрология? Где-то, в каких-то областях своей жизни (там, где у него включены септили) человеку надо быть честным и чистым. А в остальных местах – это не так обязательно. А где-то (в сферах квидециля) над ним тяготеет тонкое проклятие, то есть тяжелая программа, которую он всегда будет ощущать. И он должен к ней приспособиться и понимать, что здесь работать надо на двоих. А за рамками действия квардециля такого ощущения не будет: ни высокого благословения (очень тонкого, но устойчивого и гармоничного состояния), ни проклятия.

А теперь представьте, что сходятся два человека и начинают спорить на тему о том, есть ли такая вещь как благословение или проклятие. С астрологической точки зрения ответ такой: это субъективно, и зависит от того, есть ли в карте у человека аспект квардециля, и какой именно. Общее благословение, может быть, и есть, но там, где активен квардециль, оно будет очень четко ощущаться, а в остальных сферах – в зависимости от точки зрения. Если человек хочет его увидеть, то увидит, а если не захочет, не увидит. А в сферах квардециля оно представлено гораздо более отчетливо и откровенно.

Одна из основных тем квардециля это тема выработки личной философии, отношений между человеком и миром, тема общего распределения ответственности. Квардециль дает человеку необходимость тонкой проработки этих тем. Что в мире должен делать и за что отвечает он сам, и что должен делать и за что отвечать мир внешний (Бог)? Практически этот вопрос решается на уровне эгрегоров (семейного, рабочего и т. д.), но квардециль ставит вопрос глобальнее и тоньше, переводит его в область принципов индивидуальной этики и мировоззрения.

Вот, например, домохозяин. Он много работает и выводит свою семью на определенный уровень. А надо ли тратить усилия, чтобы поднимать ее еще выше? Каждый человек понимает это по-своему: кто-то в плане материальном, кто-то в плане обучения детей, кто-то в аспекте путешествий, и т. д. А может быть, ему надо остановиться и заняться самим собой? На Востоке, например, существует такая практика: человек сначала исполняет карму домохозяина, содержит и воспитывает своих детей, а по достижении определенного возраста, выполнив свои обязанности перед семьей, уходит от людей и в уединении занимается исключительно духовными практиками. Вопросы такого рода остро ставит квардециль: он дает человеку какую-то информацию на эту тему и ждет, пусть не сразу, от него определенной реакции.

Квардециль дает прямое ощущение качественно более высоких энергий, чем те, к которым человек привык – в частности, существенно более высоких, чем свойственные септилю и проявляющиеся как чувства долга, совести, стремления жить чисто, честно и т. д.

Здесь человек иногда ощущает прямой и реальный свет идеала, его действительно двигающий и помогающий ему жить. Этот идеал может прийти через Учителя или через то или иное духовное учение, а может сам по себе возникнуть как особое внутреннее состояние. Но когда человек его найдет, у него возникнет ощущение благоговения. Он скажет: "Вот она – та истина, что меня поднимает; вот направление развития, которое меня преображает и делает другим человеком! Это по большому счету мой Путь". И он действительно по нему пойдет.

Но этот путь его вдохновляет и ориентирует именно в целом. Он может вести в течение всей его жизни – но и вдохновляет, и ведет лишь в целом, а не в отдельных частностях. Квиндециль формирует человеку основные акценты системы ценностей, но не сами эти ценности. Он может расставить акценты в рамках любой ценностной системы, развернув ее в определенном направлении. Он будет помогать человеку компоновать свои ценности и смотреть на них с единой позиции. Это аспект, который помогает человеку в его индивидуации, то есть поисках внутреннего "я".

Символ квардециля это сияние, нимб над головой. Помните, в тердециле у нас в качестве одного из символов были черт и, в частности, его рога – нижняя и темная часть нимба. А здесь символ это полноценный круг нимба – символ связи человека с тончайшим планом.

Символом квардециля может быть и такой образ: духовный ученик читает священную книгу Учения.

У Альбрехта Дюрера есть гравюра "Святой Иероним в келье". Сидит святой Иероним в келье и переводит Библию на латинский язык. Это спокойный, седовласый, благородный старец, отрешенный от мира и глубоко ушедший своей мыслью в священные сюжеты. Вокруг его головы видно сияние. Свет льется из окна, освещая большого мирно дремлющего льва. В келье ничего лишнего, сверху видна, подвешенная к потолку тыква. В общем, сугубо аскетическая картина, торжество духовного учения.

Проблемы квардециля. Одна из тем, с которыми работает квардециль, это качественное различие между тончайшимо и тонким планами. Они совсем разные. Однако, минуя тонкий план, выйти к тончайшему не получается. Поэтому нужен переводчик. Тонкий и тончайший планы существуют на разных энергиях. Им свойственны разные символы. И нужно уметь их переводить, что для человека часто довольно сложно. Высший символ далеко. На эту тему есть литовская пословица: "Костел близко, Бог далеко." Действительно, символ тончайшего плана указывает далеко. Интуитивно человек его чувствует, но при попытке конкретизации этот символ моментально теряет свою силу или приобретает какую-то другую энергию, но не вполне ясно, соответствует ли эта энергия тому направлению, которое указано исходным символом, или же существенно от него отклоняется.

Квардециль акцентирует побочные эффекты, связанные с ошибками глобального духовного ориентирования – в частности, следование ложным или неподходящим для данного человека духовным учениям, обучение не у тех высоких духовных учителей, которые ему реально нужны. Еще одна проблема квардециля – это сниженная и искаженная трактовка высокого духовного обучения, профанация квардециля до септиля – например, превращение высокого духовного учения в практическое руководство.

Типичная для квардециля проблема это неумение удержать уровень, неумение увидеть интегральность, тотальность, универсальность символов, идей и программ тончайшего плана, которые влекут человека к себе, неумение ощутить истинную атманическую харизму ("харизма" – греческое слово, которое по-русски переводится как "благодать"). Особая энергия благодати, которая свойственна тончайшему плану, очень деликатна. Если пытаться опустить ее на более низкий уровень (что обычно легко удается), то от нее почти ничего не остается. Квардецилю свойственно благоговейное, отдаленно-восхищенное отношение к символу, к Учителю, к Учению. И как только оно пропадает, человек сразу выходит за рамки квардецильного сюжета. К Учителю и к Учению невозможно подойти близко.

В качестве примера я могу рассказать о соотношениях школ, или, как они сами себя называют, линий тибетского буддизма. Сейчас у нас время смешения культур, в частности, религиозных культур, и Москва представляет собой всемирный духовный центр, куда постоянно приезжают проповедники и духовные лица со всего мира. И раз в месяц туда обязательно приезжает высокий лама из Непала или гуру из Индии – и тут же, помимо настоящих буддистов, вокруг собирается алчущий высоких энергий народ: разнообразные мистики, эзотерики и просто любители восточной экзотики. И происходит пуджа – действие под общей эгидой числа 14 и аспекта квиндециля – своего рода литургия, в течение которой собравшиеся почитатели получают передачи, поучения и благословения. Однако русский и западный поклонник восточных религий и культов существенно отличается от своего восточного собрата.

Например, в тибетском буддизме есть основные четыре линии. У каждой линии есть свой держатель линии или, как его называют, коренной лама, который, как считается, воплощается не потому, что он находится в рамках кармы (он ее уже изжил и ей неподвластен), а исключительно из любви к человечеству и сострадания к нему. Его цель – помогать расти и избавляться от страданий всем людям и другим живым существам.

У каждой из этих четырех линий есть свои практики духовного развития – в общем-то, разные. И их не рекомендуется смешивать. Уж если вы идете по одной линии, то вы по ней и идите. Медитируйте так, как вам там предлагается. Однако начинающие, естественно, не знают, что им ближе, что им лучше, и начинают кидаться из стороны в сторону. Действительно, когда, допустим, в Катманду приезжает коренной лама и проводит пуджу, дает благословения и читает проповедь, то на нее приходят приверженцы всех линий. Но они правильно понимают происходящее. Для них приезд высокого ламы есть высокое благословение в рамках общей религии буддизма. И они воспринимают его благословения и проповеди именно по числу 14: через коренного ламу льется духовный свет самого Будды и происходит просветление всего мира. Однако после этого участники расходятся и каждый продолжает свои медитации в рамках той программы, которая, говоря нашим языком, идет по числу 7, и которая держит его в определенных рамках, свойственных его линии.

Однако этой культуры осознания своего собственного пути в рамках Учения и взаимодействия с альтернативными ветвями своей религии в западном мире практически нет. И это не вопрос совершенствования самих религий. Это, в первую очередь, вопрос понимания людьми своей собственной человеческой природы. Когда это понимание будет лучше, тогда и взаимоотношения между различными религиями и ветвями религий будут более гармоничными, а главное, более плодотворными. По крайней мере, претензий на духовную истину и монополию мы уже не услышим.

Тема квиндециля это, например, выбор Учения. А если человек сам претендует на роль духовного Учителя или создателя духовного Учения, то для него возникает проблема выбора паствы: ближайших учеников, которые по отношению к нему будут идти под септилем, и отдаленных учеников, которые станут учениками его ближайших учеников. И квардециль в этом человеку помогает. У зрелой личности (а ранее аспект квиндециля не появляется), как правило, большой информационно-энергетический потенциал. Это человек, который, если захочет, вполне может создать новое духовное учение или модифицировать старое – так сказать, написать свою Упанишаду. Однако после этого возникнет проблема передачи этого учения и, в частности, создания ритуалов этой передачи – а также проблемы искажения, профанации, попадания учения не в те руки. И все эти проблемы квардециль помогает решать.

Для него характерна тема двухступенчатого спуска (и подъема), и тема выработки двухуровневой этики: этики высших устремлений и этики практической жизни. И то, и другое, замечу, есть практически в каждой религии.

Как мы можем увидеть со стороны, что у человека работает квардециль? Здесь мы не увидим фанатизма или прямолинейности, свойственных септилю. Это будет особое высшее вдохновение, которое тонко (неочевидно) владеет человеком и определенным образом настраивает всех людей, находящихся вокруг него. Ему свойственна особая очень тонкая энергия, невидимо направляющая людей и события. Это человек, который лучше виден на расстоянии, чем вблизи.

Если по семерке идет прямое духовное учительство, то по четырнадцати происходит тонкая передача: например, передача силы, которая еще будет материализовываться и проявляться в длительных и очень точно направленных программах. Но это точное направление видно, лишь если вы поднимитесь достаточно высоко. Со среднего уровня оно незаметно.

К характеристике энергий квардециля можно отнести особое высокое вдохновение, тонкая настройка на те сферы, которые обычному человеку недоступны, совершенно особенный талант, очень ярко индивидуальный, свойственный хозяину данного квардециля и только ему, и направленный очень высоко вверх. Если это человек творческого типа, то в его творениях будет ощущаться Божественное присутствие.

К особенностям квардециля относятся тонкость, неконкретность, несводимость к конкретным схемам и прямым указаниями. Определенная общая этика. Абстрактность, удаленность высокого идеала, но совершенно отчетливое ощущение его духа в любых проявлениях в сферах жизни человека, связанных с квардецилем.

Проблемы квардециля. Квардециль требует от человека выполнения трудной задачи – он должен уловить в его сферах высокий дух, найти и не спрофанировать высокий идеал, в частности, не предать его на деле. Возврат будет не так скоро. Человеку может казаться, что он следует воле тончайшего плана, он уже начинает реализовывать соответствующие программы на тонком плане – но если он ошибся и не почувствовал, что его программы в самом деле иные, что в действительности тонкая настройка ему изменила, – то возврат скорее всего будет далеко не сразу, но через некоторое время, которое может оказаться значительным.

И здесь нужно очень хорошо понимать такую тонкость: человеку, может быть, и кажется, что он ищет себе идеал. Человеку, может быть, и кажется, что он ищет себе Учение, подбирает, какое ему больше подходит. Однако глазами квардециля все происходит точно наоборот: энергия данного Учения, данного идеала входит во взаимодействие с психикой каждого конкретного человека, и чем сильнее подсознательный резонанс, тем больше человек воспринимает это Учение, этот идеал как свой – и тем энергичнее тянется к нему.

И после этого начинаются испытания: Учение или идеал внимательно смотрят, кто из людей действительно идет в соответствующем направлении, а кто лишь морочит себе и окружающим голову, и фактически не в состоянии удержать должную тонкую настройку, и с нее быстро срывается. И лишь те люди, которые в течение длительного времени реально служат данному Учению, начинают получать от него реальную поддержку и помощь, то есть становятся под его покровительство.

Если же этого не происходит, то человек обычно говорит, что у него был такой-то идеал, и он этому идеалу какое-то время служил, а потом в нем разочаровался. Однако кто в ком разочаровался? Как говорил Станислав Ежи Лец, не следует забывать, что микробы смотрят на нас с обратной стороны микроскопа. И мы (в сферах квардециля) не будем про это забывать.

Квардециль Луны. Что можно сказать про этот аспект? Например, его обладатель может успокаиваться, перед сном будет читая несколько страниц из Библии. Она его будет очень хорошо релаксировать и правильно настраивать. Вообще, ему лучше жить в среде, где есть определенное учение – если он его принимает. А если нет, он отвергнет его по физиологическим, если хотите, причинам. Он скажет: "Оно мне не по нутру! Мне в нем некомфортно." И не надо считать, что это в нем говорит эгоизм. У него действительно будет такая чувствительность.

Квардециль Меркурия. У этого человека будет склонность к возвышенному мышлению, склонность думать о высоких идеалах, как-то их анализировать, делить на части. Но в принципе, он не будет склонен их при этом профанировать. Он сможет удержать достаточно высокий уровень их рассмотрения. Он не будет анализировать Бога, как математик анализирует сложную формулу. Нет: даже при том, что он будет, например, искать различные аспекты Божественного бытия, и их как-то друг с другом сравнивать, сочетать и сопрягать, а также искать аналоги в иных культурах, он будет делать это с должным благоговением. По крайней мере, он будет к этому стремиться, и у него это будет получаться легче, чем у других.

Проработка квардециля Меркурия к Юпитеру, Сатурну или Плутону может дать талант интерпретации священных книг.

Триквардециль. К этому человеку тончайший план будет приходить естественным образом – например, из культуры, в которой он вырастает, из религиозности своего собственного народа. Для него это будет совершенно органично.

Квинквардециль может дать, например, склонность к зооморфным метафорам в понимании и формулировании Учения. Этим отличался Шри Рамакришна – один из самых знаменитых духовных учителей прошлого века. Рамакришна часто сравнивал Бога с оводом, который кусает быка, вспахивающего пашню. Человек это бык, а пашня – его обычная жизнь, жизненные обязательства, которые он на себя берет. А овод это то, что его постоянно отвлекает от мира и не дает ему заниматься исключительно им. Это – вполне квинквардецильное сравнение.

Однажды Рамакришну спросили, действительно ли Ганг, священная река Индии, смывает все грехи с человека, который в нее окунулся. Этого Рамакришна как верующий индус отрицать не стал. "Однако, – заметил он, – хотя, безусловно, Ганг смывает все грехи с человека, но эти грехи далеко не улетают, а садятся на ветви близлежащих деревьев – и ждут. И когда человек выходит из реки, они радостно бросаются к нему обратно". Это – типично квинквардецильное понимание священного учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: