Общая схема функционирования предприятия может быть разделена на стадии. Одна из стадий- это стадия закупок. Управление закупками — область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги. Главные цели управления закупками – это ускорение оборачиваемости оборачиваемых средств и обеспечивать необходимый запас, т.к. нехватка каких-либо материалов может нанести ущерб. Основные вопросы: что закупить; сколько закупить(чтобы хватило на реализацию производственной программы и на запас); у кого закупить; на каких условиях закупить.
Сейчас для управления закупками используется термин закупочная логистика.
Управление системой закупок на предприятии преследует расширение номенклатуры продукции, снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков, избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции, контроль над специальными заказами, контроль над упущенными продажами, увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.
|
|
Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.
1. Определение потребности в материальных ресурсах: устанавливают требования к массе, размеру и др, а также к сервису поставок, разрабатываются планы-графики, может решаться задача «сделать или купить».
2. Исследование рынка закупок: рассмотреть возможных поставщиков, анализ рисков.
3. Выбор поставщика: поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
4. Осуществление закупок: переговоры=>контракт. Выбор метода закупок (прямые, встречные, повторные и др), условия поставки и оплаты, транспортировки. Завершаются -приемным контролем.
5. Контроль поставок: контроль качества поставки, т. е. учет количества брака, сроки поставки, сроки оформления заказа, сроки транспортировки, контроль состояния запасов.
6. Подготовка бюджета закупок. определяют затраты: на выполнение заказа; транспортировку, экспедирование и страхование; грузопереработку; контроль над соблюдением условий договора поставки; приемку и проверку материальных ресурсов; поиск информации о потенциальных поставщиках.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. организации системной связи закупок с производством, сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
Основные принципы: планомерность (в соответствии с планом); ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени; оперативность – при изменении спроса реагировать; экономичность - мин затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции; централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков; технологичность - использование современных технологий закупок и поставок.
|
|
Одной из основных проблем в логистике закупок является проблема выбора поставщика.
Выбор поставщика осуществляется по следующим оценочным критериям:
качество поставляемых материальных ресурсов; надежность поставок; финансовые условия; способность удовлетворить требования фирмы-производителя; расположение (дислокация); сопутствующий сервис и пр.
У кого закупать. К ней относится принятие одного из двух решений:
-самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;
-закупать товарные ресурсы у посредника (может продавать по более низкой цене, т.к. закупает крупными партиями по низким ценам; или когда посредник находится значительно ближе изготовителя).
Строится на договорах:
1) договор купли - продажи (например при выдаче чеки совершается договор розничной куплю - продажи)
3) договор поставки - соответствует договору купли - продажи с одним условием: поставка товара отодвинута по времени от момента оплаты.
Из трубочкиной:
Величина производственных запасов = Зтек+Зп+Зс+Зт
Зп- запас подготовительный: материалы на складе, но возможно нужна дополнительная обработка материала (например, песок нужно перед производством просушить)
Зс- запас страховой:запас на непредвиденные ситуации
Зт- запас транспортный: дни нахождения в пути материалов.
Зтек- запас текущий: сколько нужно материалов для обеспечения бесперебойной работы предприятия до следующей закупки. Он должен быть в любом случае. Зтек= однодневный выпуск продукции*Интервал поставки в днях*цену материала.
Чтобы запасы не пролеживали, мы можем повлиять на период поставки.
Делается таблица, берутся показатели: потребность в материалах годовая, цена на материал, издержки по обслуживанию закупки и по складированию (в % от закупки). Где меньше издержки, то и выбираем.
Планирование предпринимательской деятельности
План предприятия – заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействия ресурсов, объем, методы и сроки выполнения работ по производству, оказанию услуг.
Задачи
- формулирование состава предстоящих плановых проблем и опасностей;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач
- определение потребности ресурсов;
- внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Система планирования предпринимательской деятельности– это упорядоченная и интегрированная совокупность плановых подсистем и элементов, в процессе взаимосвязанного функционирования которых с использованием специальных организационных форм, методов и инструментов определяются цели предпринимательской деятельности, будущие значения плановых показателей, а также оптимальные способы, ресурсы, сроки и участники действий, направленных на достижение установленных целей.
Основные принципы планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность и участия.
Отвечает на три основных вопроса:
Где находится фирма в настоящее время? Определяется экономическая позиция фирмы, каковы итоги и условия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.
|
|
Как, при помощи каких ресурсов фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников
Применение планирования на фирме позволяет: предвидеть перспективу развития фирмы в будущем; более рационально использовать все ресурсы предприятия; избежать риска банкротства; более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику; улучшать контроль в организации; увеличивать возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
По уровню планирования: стратегическое, тактическое (форму взаимодействия, способ рабочего общения внутри компании, метод достижения большой, долгосрочной стратегической цели), оперативное (решение ежедневных, текущих задач).
Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений деятельности фирмы, осуществляемое в процессе стратегического планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры тактического планирования. В свою очередь база для разработки оперативных планов формируется именно на стадии текущего планирования.
По уровню структурной иерархии объекта планирования: общефирменное, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений, конкретных отделов и работников
По видам деятельности объекта: планирование эконом, соц, эколог и др видов д-ти.
По функциональным сферам: планирование НИОКР, производства, труда и зп, сбыта, финансов, цен, качества и др.
По степени повторяемости: регулярное и проектное
По горизонтам планирования: долгосрочное (более 5), среднесрочное (от1до5), краткосрочное (до года)
Исходя из целей, стоящих перед планированием на фирме, можно отметить, что это — сложный процесс, включающий в себя несколько этапов:
1этап -анализ ситуации: анализируются показатели деятельности фирмы на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. 2 этап - это разработка стратегии и политики по основным направлениям деятельности фирмы, опр стратегические цели. 3 этап – составление текущих планов - уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных документов посредством составления текущих планов. На 4 этапе- корректировка, увязка и конкретизация плана - происходит состыковка показателей планов с производственными, коммерческими, строительными и другими планами фирмы. 5 этап — это осуществление оперативного планирования путем разработки оперативных планов. Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющее на конечные результаты ее деятельности в целом. Завершается - анализом и контролем за выполнением планов.
При планировании необходимо учитывать внешние (география и природные ресурсы, экология, экономические условия и конкуренция, факторы социальной и культурной сферы, влияние правительства и законодательства, технологические факторы) и внутренние факторы (финансовая неустойчивость, недостаток оборотных средств, состояние технологий, производственных мощностей, кадры, состояние, подготовка и переподготовка).
|
|
78. Миссия, стратегия, цели и планы предпринимательства, их назначение и взаимосвязь
Миссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.
Видение — образ организации в будущем, которое может включать в себя способ достижения этого результата. Если миссия формулируется в общих словах, то видение должно быть предельно конкретно. Например, «стать первой компанией в отрасли» — это видение, но не миссия.
Принципиальная разница между миссией и видением заключается в том, что миссия раскрывает образ действия, показывает, каким образом достигаются те или иные цели или видение. Видение же, в свою очередь — это картинка будущего, то каким идеальным представляется положения дел к которому стремится компания.
Видение скорее подвержено изменению, так как со временем появляются новые идеалы и новые представления. Миссия же сравнительно постоянный элемент, хотя также может быть скорректирован с учетом изменения различных факторов.
Стратегия - это план развития фирмы, в долгосрочной перспективе, направленный на укрепление ее конкурентных позиций, удовлетворение потребителей, достижения поставленных целей в разных областях. Выбор стратегии означает, что из всех возможных направлений развития выбрано одно, реализация которого потребует согласованных действий всех подразделений компании.
Разработка стратегии - одна из важнейших задач менеджмента, но важна не только разработка, но еще и реализация. Разработка и реализация стратегии и есть стратегический менеджмент.
Цель - конкретные результаты и итоги, которые должны быть достигнуты к определенному сроку; тесно связаны со стратегическим видением и ценностями компании.
Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться.
Цели необходимо ставить в каждой сфере, где важен результат. Обычно говорят о двух ключевых областях - финансовой деятельности и стратегической деятельность. Достижение приемлемых финансовых показателей жизненно необходимо, иначе финансовое состояние организации вызовет беспокойство у кредиторов и акционеров, что плохо скажется на финансировании новых инициатив и поставит под угрозу само существование компании. Достижение стратегических целей необходимо для укрепления конкурентоспособности и положения компании на рынке в долгосрочной перспективе. Примеры финансовых и стратегических целей.
Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.