В ФРГ до объединения страны существовали три крупнейшие политические партии, и они же сохранились в объединенной Германии. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) - самая многочисленная партия ФРГ. Оформилась как политическая партия в Западной Германии в 1946 г. СДПГ - партия левоцентристского толка с преобладающей опорой на протестантские слой населения. Выступает за концепцию смешанной капиталистической экономики, перераспределение доходов в пользу более бедных слоев населения и активную политику государственной поддержки социальной сферы.
Христианско-демакратический союз (ХДС) - образован в 1945 г. Пользуется влиянием в различных кругах населения, опирается на поддержку католической церкви. ХДС действует во всех землях ФРГ, кроме Баварии. Христианско-социальный союз (ХСС) - действует на территории Баварии. Основан в 1945 г. По идеологическим основам к политическим целям является родственной ХДС правоконсервативной партией, доминирующей в общественно-политической жизни Баварии. Обе партии выражают интересы представителей бизнеса, аграрного сектора, управленцев и технических работников.
Свободная демократическая партия (СвДП) основана в 1948г. Объединила различные группы социал-либерального толка, выражает интересы средних и мелких предпринимателей, служащих, чиновников, лиц свободных, профессий. Выступает с позиций традиционного европейского и немецкого либерализма. В ее программе делается упор на необходимости соблюдения индивидуальных прав и свобод.
Партия «Союз '90 – зеленые» - сравнительно молодая партия. Возникла в 1979 из объединения нескольких региональных группировок экологистов. Включила в свою программу пацифистские лозунги, а также требования разукрупнения капиталистических концернов и монополий. Западные и восточные «зеленые» объединились под названием «Союз '90 – Зеленые».
Левая партия - Партия демократического социализма (Левая партия -ПДС) - является преемницей Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) - бывшей правящей партии в ГДР, радикальным образом пересмотревшей ее программные документы.
В 1983 г. из представителей правого крыла ХСС образовалась Республиканская партия. Кроме того, организации правого толка объединены в Немецкий народный союз – основанный в 1971 г. В 1964 г. путем объединения различных неонацистских группировок была создана Национал-демократическая партия Германии (НДПГ). Достаточно многочисленны и влиятельны организации, объединяющие выходцев из бывших восточных провинций германского рейха. Крупнейшая, из них - Союз изгнанных, созданный в 1958 г. Объединение немецких профсоюзов (ОНО) - самая крупная и влиятельная профсоюзная организация Германии, созданная еще в 1949 г. В его состав входят 8 отраслевых профсоюзов.
Наряду с ОНО действуют Германский союз чиновников, Объединение христианских профсоюзов Германии, и ряд мелких профсоюзов. В региональные союзы объединены предприниматели Германии, организованны они по отраслевому признаку. Основная организация - Федеральное объединение союзов германских работодателей, выступает в качестве координирующего органа, представляющего интересы своих членов. Оно представляет предпринимателей только как работодателей, т.е. в качестве партнера в переговорах с профсоюзами. Все иные интересы, например, вопросы экономической и налоговой политики, отстаивают другие объединения. Ведущими из них профильными объединениями предпринимателей являются Федеральный союз германской промышленности, Объединение германских промышленных и торговых палат, Объединение германских ремесленных палат.
Заметную роль в различных сферах социальной и политической жизни ФРГ играют многочисленные союзы и объединения молодежи. В качестве координатора, представляющего интересы молодежи перед государством, выступает влиятельное объединение - Федеральный круг молодежи. Важную роль играют «Молодые социалисты», «Юнге унион» (ХДС), «Молодые либералы» и «Немецкие молодые демократы». Федеральный союз германских обществ «Запад-Восток» - общественная организация, образованная в октябре 1996 г. для координации деятельности инициативных групп по развитию связей с Россией и другими республиками бывшего СССР. Объединяет 52 земельных, городских и коммунальных общества.
Что касается вооруженных сил то, в соответствии со своим обязательством по Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. ФРГ сократила свои вооруженные силы до 370 тыс.чел. (в т.ч. СВ – 255 тыс., ВВС – 82 тыс. и ВМС – 26 тыс. чел.). Путем мобилизации обученных резервистов численность ВС ФРГ может быть в течение 3 суток увеличена до 1,3 млн. чел. Значительная часть бундесвера придана военным структурам НАТО. В сферу компетенции генерального инспектора бундесвера входят консультации федерального правительства по военным вопросам, вопросы общего планирования в бундесвере, развитие и претворение в жизнь общей концепции обороны страны, а также представительство в международных военных форумах, в частности, в военном комитете НАТО. По выучке, качеству боевой техники и огневой мощи обычных вооружений бундесвер считается сильнейшей армией в Западной Европе. На его вооружении имеются ракеты тактического назначения, а также самолеты, способные нести ядерное оружие.
Внутренняя политика Германии
Конституционное государство, каковым является Германия, базируется на принципах разделения сил власти и законодательной администрации. Главой государства является президент, чьи обязанности в основном представлять Германию на международной арене. Политическими процессами руководит парламент Bundestag, также он создает законы, но для того чтобы они вступили в силу необходима подпись президента, и осуществляет контроль за деятельностью правительства.
Бундестаг выбирается путем выборов на четырех летний срок, а к нему в дополнение добавляют делегатов, которые представляют интересы федеральных земель, называют его – Бундесрат. Парламент может распустить только президент, а вся исполнительная власть принадлежит канцлеру. На сегодняшний день канцлером парламента выбрана Ангела Меркель. Депутаты выбранные в Бундестаг, являются представителями народа, и не находятся ни у кого в подчинение, поэтому свободно могут покидать партии, что не повлечет за собой лишения его мандата. Депутаты объединяются во фракции по партийной принадлежности, но при условии, что у них имеется необходимое минимальное количество депутатских мест. Председатель организации, как правило, выбирается из сильнейшей фракции и следит, чтобы соблюдался парламентский регламент. Политика Германии предполагает мультипартийную систему. Имея конституционный статус, партии Германии получаю финансовую помощь, и их деятельность может быть прекращена только по решению Федерального конституционного суда.
Военная сфера входит в компетенцию генерального инспектора бундесвера, он консультирует правительство по внедрению концепций обороны страны, а также представляет интересы нации в военном комитет НАТО. Бундесвер имеет трех уровневую систему: сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские. В дополнение, в виде компонентов, в состав бундесвера в 2000 году были созданы ОСО и МСС. Покой граждан в мирное время охраняет немецкая полиция, которая относится к исполнительной власти ветви. В ее обязанности входит предотвращения преступлений и преследование правонарушителей.
Политика Германии уделяет большое внимание социальной политике, что не всегда благотворно сказывается на экономике страны. Современная социальная политика Германии имеет следующие характеристики:
Принцип профессиональной солидарности - создание фондов, которыми равноправно управляют работодатели и рабочие. Отчисления в фонды поступают из зарплаты. Данная система предполагает выплаты пособий, которые дифференцируются по видам трудовой деятельности и построена ее работа на самообеспечении и самозащите.
Принцип перераспределения - его применяют к малоимущим слоям населения и лицам, которые имеют особые заслуги перед государством. Помощь данная оказывается независимо от того, сколько взносов было сделано в пользу государства.
Принцип вспомоществования - по данной системе социальную помощь получает каждый, кто нуждается в необходимом ему объеме.
Принцип самоуправления страховых учреждений - обязательное страхование финансируется за счет взносов и поступлений налогов в государственный бюджет.
Внешняя политика Германии
Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).
В рамках ЕС Германия успешно развивает двусторонние и многосторонние отношения. Например, в последнее время значительно укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем. Германия является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Португалии, Греции, ряда других стран ЕС.
Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф. Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения.
Германия является членом НАТО и одним из ближайших союзников США. Трагические события 11 сентября в США заставили руководство ФРГ в значительной степени пересмотреть основные принципы своей внешней и оборонной политики. Об этих переменах объявил в октябре 2001 г. канцлер Герхард Шрёдер, выступая перед депутатами бундестага. «Принятие международной ответственности при одновременном стремлении избежать непосредственно связанных с этим рисков не может и не должно оставаться лейтмотивом германской внешней и оборонной политики, – подчеркнул Шрёдер. – Мы, немцы, стоим в первом ряду в деле последовательного обеспечения мира на планете». Изоляция от участия в важнейших международных процессах становится для Германии достоянием истории. Внешняя политика Германии постепенно приобретает глобальный характер.
На современном этапе новая германская оборонная и внешняя политика, в частности, предполагает большую степень независимости правительства в вопросах развития двусторонних и многосторонних отношений, участия бундесвера в операциях за пределами Европы.
По решению правительства, которое, несмотря на сопротивление со стороны многочисленных пацифистских организаций, было утверждено парламентом в октябре 2001 г.; около 4 тыс. военнослужащих ФРГ вошли в возглавляемую США антитеррористическую коалицию для ведения и обеспечения боевых действий на территории Афганистана. Конституция ФРГ длительное время запрещала использование вооруженных сил страны в международных конфликтах. Это положение было изменено в 1994 г., когда германские войска с миротворческими целями были посланы в Боснию и Герцеговину.
С другой стороны, летом 2002 г. правительство Германии весьма категорично высказалось против войны США с Ираком и, тем более, против участия Германии в этой войне.
Среди стран ЕС Германия является наиболее последовательным сторонником расширения этой влиятельной организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Именно Германия проявляет наибольшую заинтересованность в сохранении политической стабильности в странах, расположенных на востоке от ее границ, так как именно в этот регион направляется 53% ее экспорта. На рубеже веков интенсивно создаются совместные предприятия с Польшей, Венгрией, Чехией, другими странами. Хотя в самой Германии в последнее время раздается все больше голосов против такой политики правительства, которая, по мнению многих экспертов и рядовых граждан, приведет к резкому увеличению финансовой нагрузки на экономику страны.
Большое внимание уделяется в Германии развитию отношений с Россией. Германия проявляет большой интерес к импорту российского природного газа и нефти, участию германского капитала в их разработке и транспортировке. Значительно расширилось сотрудничество между крупнейшими компаниями двух стран «Газпромом» и «Рургазом».
В последние годы расширилось экономическое сотрудничество Германии с Китаем, Индией, где создаются германские торговые представительства и многочисленные совместные предприятия. В эти страны интенсивно проникает германский капитал. Германию особенно интересуют японские, тайванские, южнокорейские разработки новейших технологий.
Особенно активизировались в последнее время отношения с Турцией. Как известно, в Германии постоянно расширяется турецкая диаспора, а Берлин стал самым большим после Стамбула и Анкары «турецким» городом. Турция становится важнейшим внешнеэкономическим партнером Германии и своеобразными «воротами» на Ближний и Средний Восток. Товарооборот с этой страной в 2001 г. составил уже 2% от суммарного показателя Германии во внешней торговле.
Деятельность Германии и германского капитала в Африке не имеет под собой непосредственной колониальной основы, так как она утратила свои колонии на этом континенте еще после Первой мировой войны. Активизация на современном этапе такой деятельности является составной частью глобализации внешней политики Германии. Ежегодный объем германской помощи развитию стран Африки на протяжении двух последних десятилетий стабильно превышает 1 млрд дол. и фактически достигает уровня американской. Самыми большими получателями германской помощи являются Египет, Тунис, Марокко, Судан, Танзания. На Африку приходится до 2,2% внешней торговли ФРГ. Важнейшими торговыми партнерами Германии в настоящее время являются ЮАР, Ливия, Алжир, Тунис, Нигерия.
Председательство Германии в Совете Европейского Союза проходит под девизом «Европа достигнет успеха в единстве». Важной задачей Федерального правительства Германии в рамках председательства в Совете ЕС является продолжение процесса создания Европейской Конституции. Сотрудничество с соседними странами должно быть углублено и расширено, причем большую роль играет сфера энергопользования и надежного энергообеспечения.
Ангела Меркель - федеральный канцлер Германии
Федеральный канцлер Германии с 2005 года, первая в истории женщина на этом посту. Ранее возглавляла фракцию Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС) в бундестаге (2002–2005), с 1998 года является председателем ХДС. В правительстве Гельмута Коля была министром по делам женщин и молодежи (1991–1994) и министром по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов (1994–1998). В 1990 году занимала пост заместителя официального представителя правительства ГДР во главе с Лотаром де Мезьером. Физик по образованию, занималась научной работой (1978–1990), в 1986 году получила докторскую степень.
Ангела Доротея Каснер (Angela Dorothea Kasner) родилась 17 июля 1954 года в Гамбурге в семье лютеранского пастора. Выросла в городке Темплин в ГДР. В детстве проявляла способности к изучению русского языка и математики. С группой школьников – победителей математической олимпиады в 1968 году впервые посетила Москву. С 1973 по 1978 год изучала физику в Лейпцигском университете. Там познакомилась с Ульрихом Меркелем, который в 1977 году стал ее мужем. Они прожили вместе пять лет. Окончив учебу с отличием, Меркель переехала в Берлин, где с 1978 по 1990 год работала в Центральном институте физической химии Академии наук ГДР. В 1986 году защитила докторскую диссертацию по квантовой химии.
В конце 1980-х годов Меркель занялась политикой. В 1989 году вступила в организацию "Демократический прорыв", а в 1990 году стала заместителем официального представителя в первом некоммунистическом правительстве ГДР, которое возглавлял Лотар де Мезьер. В августе 1990 года вступила в Христианско-демократический союз (ХДС) и в том же году стала депутатом первого объединенного бундестага от этой партии. Пользовалась покровительством лидера ХДС и федерального канцлера Гельмута Коля. С 1991 по 1998 год была заместителем председателя ХДС. С 1991 по 1994 год занимала пост министра по делам женщин и молодежи. С 1993 по 2000 год была председателем отделения ХДС в федеральной земле Мекленбург - Передняя Померания. С 1994 по 1998 год занимала пост министра по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов.
В 1998 году стала генеральным секретарем, а в 2000 году – председателем партии ХДС (впоследствии неоднократно переизбиралась на этот пост). В этот период заявила о себе как о самостоятельном политике, претендующим на абсолютное лидерство в лагере христианских партий – ХДС и ХСС (Христианско-социальный союз). Осенью 2002 года возглавила фракцию ХДС/ХСС в бундестаге. 30 мая 2005 года была утверждена в качестве официального кандидата на пост федерального канцлера от христианского блока. После победы на досрочных выборах 18 сентября 2005 года, которую ХДС и ХСС одержали с незначительным преимуществом, было сформировано правительство "большой коалиции", включившей христианские партии и СДПГ (Социал-демократическая партия). 22 ноября бундестаг утвердил Меркель на посту федерального канцлера.
В короткие сроки Меркель удалось добиться рекордно высокого рейтинга популярности – в феврале 2006 года ее политикой были довольны 80 процентов немцев. Коалиционное правительство достигло ряда положительных сдвигов в экономике, в частности сокращения числа безработных. Однако разногласия партнеров по коалиции в отношении ключевых моментов социальной политики привели к значительному падению уровня популярности правительства летом-осенью 2006 года.
На международной арене с приходом Меркель курс Германии был в большой степени переориентирован на близость с Вашингтоном. В то же время сохранялось укрепившееся при предшественнике Меркель – Герхарде Шредере – партнерство с Россией, в частности по вопросам энергетики. В ходе ливано-израильского конфликта в июле-августе 2006 года Меркель возложила вину за начало кризиса на шиитскую группировку "Хизбалла". Канцлер одобрила принятую в августе резолюцию Совета безопасности ООН по Ливану, а в сентябре правительство утвердило план отправки в регион конфликта авиации, кораблей и военнослужащих ФРГ.
В июне 2007 года Меркель председательствовала на ежегодном саммите стран "Большой восьмерки", который проходил в германском городе Хайлигендамм. Федеральному канцлеру удалось добиться от американского президента Джорджа Буша согласия на участие США в международном процессе контроля над выбросом в атмосферу парниковых газов.
В феврале 2008 года Меркель вопреки позиции Сербии и России выступила за признание независимости Косово, но вскоре высказалась и против расширения НАТО на восток и приема в военный блок Украины и Грузии. Позиция канцлера изменилась после российско-грузинского военного конфликта, когда она заявила, что Грузия должна войти в НАТО.
В 2008-2009 годах правительство Меркель предприняло ряд усилий по борьбе с мировым финансовым кризисом, объявив в конце 2008 года и начале 2009 года о беспрецедентных мерах по оказанию государственной помощи экономике Германии. В августе 2009 года стало известно о выходе экономики страны из рецессии. В сентябре 2009 года ХДС одержала победу на выборах в парламент, в октябре было объявлено, что новую коалицию Меркель сформирует со Свободной демократической партией. 28 октября 2009 года Меркель была переизбрана на второй срок на посту канцлера Германии.
С 1998 года Меркель замужем вторым браком за профессором химии Иоахимом Зауэром. Детей у федерального канцлера нет.
ИСПАНИЯ
В 1812 г. кортесы издали основной государственный закон — конституцию, которая провозгласила независимость испанской нации и национальный суверенитет; все испанцы были объявлены равными перед законом, колонии уравнивались в правах с метрополией, запрещалась работорговля, отменялись феодальные привилегии землевладельцев, была ликвидирована инквизиция.
Это была первая в Испании и одновременно первая в Европе буржуазно-демократическая конституция. С начала XIX в. Испания пережила 5 революций, ни одна из которых не была завершена.
В начале 19-го века испанские патриоты оказали героическое сопротивление французской армии, Наполеон так и не смог сломить их волю к борьбе. После разгрома армии Наполеона под Виторией (1813 г.) испанский престол занял король Фердинанд VII. Он отменил кадисскую конституцию и все декреты кортесов, вновь окружил себя камарильей, восстановил инквизицию и стал править как абсолютный монарх. В стране снова началась борьба против абсолютизма. В 1820 г. в Испании вспыхнула буржуазная революция, которую возглавил революционер Рафаэль Риэго. Но революция была подавлена с помощью иностранных интервентов.
В апреле 1823 Франция с одобрения Священного союза начала военную интервенцию в Испанию. К октябрю 1823 конституционное правительство, не сумевшее наладить оборону страны, капитулировало, и король Фердинанд VII восстановил абсолютную монархию.
В этот же период (20-е годы XIX в.) в результате национально-освободительного движения в Латинской Америке Испания лишилась большей части своих американских колоний (она сохранила лишь Кубу и Пуэрто-Рико).
В середине XIX в. в стране шли бесконечные войны между династиями, Огромное значение для развития капитализма в Испании имели законы, изданные либералами в период третьей испанской революции (1834—1843 гг.): они предусматривали, в частности, национализацию и распродажу с аукциона церковных земель, а позднее и земли крестьянских общин и муниципалитетов. В это же время в стране начался и промышленный переворот, стала складываться современная география хозяйства. Появились первые крупные текстильные фабрики в Каталонии, металлургические предприятия в Стране Басков и Астурии. В 1848 г. была построена первая железная дорога (Барселона—Матаро).
Революционные события 1854–1856 завершились разгоном кортесов и отменой либеральных законов. Очередной подъем революционного движения, начавшийся в 1868 восстанием на флоте, вынудил королеву Изабеллу II бежать из страны.
В экономически отсталой Испании были сильны позиции анархизма. В 1879 в стране была создана Испанская социалистическая рабочая партия, но она долгое время оставалась малочисленной и маловлиятельной.
Далее последовали еще две войны, получившие название карлистских, свержение монархии и установление первой республики (1873-1874), когда Испания решила стать федеральным государством. И наконец, испано-американская война (1898), в результате которой Испания потеряла Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. Это поражение обнаружило полный военный и политический упадок Испании. Дни великой империи были сочтены.
В годы первой мировой войны Испания объявила нейтралитет. Это способствовало тогда некоторому оживлению экономики. Но экономический спад в послевоенные годы усугубил социальные проблемы. Анархо-синдикалисты, укрепившиеся в рабочей среде Каталонии, спровоцировали четырехлетнее стачечное движение в промышленности (1919–1923), сопровождавшееся массовыми кровопролитиями.
Ситуация в стране требовала решительных действий, и генерал Примо де Ривера установил в 1923 военную диктатуру. Сопротивление диктатуре усилилось в конце 1920-х годов, и в 1930 Примо де Ривера был вынужден уйти в отставку. Альфонс XIII был обвинен в соглашательстве с диктатурой. На муниципальных выборах в апреле 1931 во всех крупных городах решительную победу одержали республиканцы. Даже умеренные и консерваторы отказались поддерживать монархию, и 14 апреля 1931 Альфонс XIII, не отрекаясь от трона, покинул страну.
(1898 год)
Война между Соединенными Штатами Америки и Испанией за испанские владения в Вест-Индии и на Тихом океане.
Поводом для войны послужил взрыв американского крейсера «Мэн», находившегося с визитом на принадлежавшем Испании острове Куба. Трагедия случилась 15 февраля 1898 года, когда носовая часть крейсера взлетела на воздух в порту Гаваны. Погибло 266 членов экипажа. Хотя причина взрыва так и не была установлена (испанская и американская комиссии, проводившие параллельные расследования, разошлись в определении, почему произошел взрыв, но ни та, ни другая не смогли назвать его виновников), США обвинили испанскую сторону в преднамеренной диверсии, разорвали дипломатические отношения, потребовали ухода испанцев с Кубы и 21 апреля объявили Испании войну. 24 апреля Испания, в свою очередь, объявила войну США.
В данном случае американцы выступали в роли агрессоров. Они прекрасно знали о слабости испанского флота и даже не предприняли никаких мер по укреплению береговой обороны своих портов на Атлантическом побережье. Напротив, Испания войны не хотела и к войне совершенно не была готова. Между тем еще с 1895 года на Кубе шла партизанская война части местных колонистов за независимость. Такая же война развернулась на испанских Филиппинах. Кубинских повстанцев поддерживали США, собиравшиеся установить контроль за Кубой. Этот остров считался стратегически важным для обеспечения безопасности североамериканского побережья, равно как и проектируемого канала через Панамский перешеек.
Перед самым началом войны испанцам, согнав поддерживавших партизан мирных жителей в концентрационные лагеря, удалось почти полностью подавить восстание на Кубе. А вот с восстанием на Филиппинах Мадрид так и не успел справиться, и борьбу с ним впоследствии продолжили американские оккупационные войска.
Практически все сражения испано-американской войны развернулись на море. Преимущество американского флота было подавляющим. Испания располагала 1 броненосцем, 7 броненосными крейсерами, 5 тяжелыми крейсерами (водоизмещением свыше 3 тыс. т) и 8 легкими крейсерами (водоизмещением менее 3 тыс. т). У США было 4 броненосца, 3 броненосных крейсера, 11 тяжелых и 8 легких крейсеров. У американцев было преимущество и по общему водоизмещению флота — 116 тыс. т против 56 тыс. т. Главное же, американские суда превосходили испанские почти по всем показателям. Артиллерия американского флота была в 2,5 раза мощнее и обладала большей скорострельностью. Испанские броненосные крейсера превосходили по скорости американские, но все остальные классы кораблей значительно уступали в скорости противнику. Кроме того, испанские суда были более старой постройки. Большинство из них нуждалось в ремонте и не было готово к немедленному ведению боевых действий. Американские суда имели также более надежную броневую защиту.
Не сопоставимы были и финансовые возможности сторон. У испанской казны не хватало средств даже для закупки угля для нужд флота. Существенную роль играло то, что основной театр войны в Вест-Индии находился в шесть раз ближе к атлантическому побережью США, чем к берегам Испании. У испанского Главного штаба вообще не было плана Войны против Америки. В день начала войны, 21 апреля, основная испанская эскадра под командованием адмирала Серверы находилась на островах Зеленого Мыса. Адмирал не имел даже карт Вест-Индии и не знал особенностей местных портов. Он писал в Мадрид: «Я очень сожалею, что мне приходится отправляться в море, не сговорившись заранее относительно какого-либо плана, хотя бы в общих чертах. Об этом я несколько раз хлопотал, прося разрешения съездить в Мадрид. Мы не должны обманывать себя относительно силы нашего флота. Мы не должны предаваться иллюзиям». Однако военный совет решил немедленно отправить эскадру Северы в Вест-Индию, не дожидаясь, когда вступят в строй находившиеся в ремонте броненосец и три тяжелых крейсера. В поход пошли 4 броненосных крейсера и 3 миноносца.
Первое крупное морское сражение произошло, однако, не в Атлантике, а на Тихом океане. Здесь эскадра американского адмирала Девея уже в марте была сосредоточена в Гонконге и заранее запаслась углем, продовольствием и боеприпасами. Она двинулась к Филиппинским островам. Испанский адмирал Монтено собирался обороняться на позиции у входа в бухту Сюби, угрожая тылу американской эскадры, идущей к Маниле, однако по настоянию командования гарнизона филиппинской столицы он вынужден был отвести корабли ближе к городу, чтобы предотвратить его бомбардировку американскими судами.
1 мая состоялось первое и последнее сражение между эскадрами Девея и Монтено у мыса Кавите. Оно началось в 5 часов 12 минут утра, когда американцы открыли огонь по стоящей на якоре эскадре Монтено. К 8 часам утра почти все испанские корабли были подожжены артиллерийским огнем, и Девей объявил перерыв на завтрак.
К полудню была уничтожена уже вся испанская эскадра. В предвоенные годы испанцы пренебрегали подготовкой комендоров, и стрельба их корабельной артиллерии была из рук вон плоха. В американские корабли попало всего 7 снарядов, ранивших 6 матросов. После этого вблизи Манилы высадился 27-тысячный экспедиционный корпус, три месяца спустя, 13 августа, в день заключения мирного договора, принудивший гарнизон к сдаче.
В Вест-Индии американская эскадра адмирала Семпсона блокировала Гавану и все северное побережье Кубы. Южное побережье острова с портами Сьенфуэгос и Сантьяго американцы заблокировать не смогли из-за удаленности от баз американского флота. 19 мая в Сантьяго прибыла после долгого перехода испанская эскадра адмирала Серверы. Через 6 дней американцы узнали об этом. Попытка запереть вход в бухту путем затопления старого угольщика не удалась. Судно затонуло не там, где планировалось, а семь американских матросов и офицеров, находившиеся на нем, попали в плен.
5 июня американцы высадили десант вблизи Сантьяго, соединившийся с 3-тысячным отрядом кубинских повстанцев. 6 июня была предпринята мощная бомбардировка Сантьяго, в ходе которой испанцы потеряли 9 человек убитыми и 35 ранеными. 7 июня отряд из 620 американских морских пехотинцев занял порт Гуантанамо. 15 июня последовала высадка основных сил 27-тысячного экспедиционного корпуса. Он был переброшен на 35 транспортных судах под охраной броненосца и 4 крейсеров. Высадка прошла очень неорганизованно и затянулась на несколько дней. В первый день удалось высадить только 6 тысяч человек. Почти полностью отсутствовало взаимодействие между армией и флотом. Американские корабли утратили боевой порядок и часто мешали друг другу. Армейские начальники, руководившие десантом, плохо представляли себе, как надо перебрасывать солдат на берег с помощью шлюпок. Однако испанцы не решились напасть на американский флот, хотя такое нападение могло привести к тяжелым потерям среди экспедиционного корпуса.
Тем временем из Кадиса вышла новая испанская эскадра в составе 2 броненосцев, 2 пароходов и 3 миноносцев под командованием адмирала Камеры. Американцы опасались, что она двинется в Вест-Индию Однако Камера пошел к Порт-Саиду, намереваясь далее следовать к Филиппинам. Но к тому времени стало известно о гибели испанской эскадры в Манильской бухте. Поблуждав по Средиземному морю, Камера в конце концов возвратился в Испанию, так и не приняв участия в боевых действиях
2 июля Сервера решил попытаться прорвать блокаду. К этому его побуждал командующий сухопутной армией маршал Бланка. Моряки эскадры служили тяжелым бременем для скудных продовольственных запасов защитников Сантьяго, а толку от блокированного флота все равно не бьшо никакого
Испанская эскадра шла вдоль берега Ей противостояла американская эскадра в составе 4 броненосцев и одного броненосного крейсера Сервера же располагал 4 броненосцами и 2 миноносцами Испанцы шли в кильватерной колонне, а американцы действовали вне строя. Американские суда поочередно сосредотачивали огонь на одном из испанских судов. Вскоре все испанские суда были уничтожены, при этом американцы не потеряли ни одного корабля при ничтожных потерях среди экипажей — всего несколько человек убитых и раненых. Лишившись флота, Испания вынуждена была искать мира.
Согласно Парижскому мирному договору, подписанному 13 августа 1898 года, Испания отказалась от всех своих колоний в Азии и Америке — Филиппин, Гуама, Пуэрто-Рико и Кубы. Первые три стали владениями США, за что американцы выплатили Мадриду в качестве компенсации 20 миллионов долларов. Куба была провозглашена независимой республикой, однако фактически ее внешняя политика оказалась под американским контролем В бухте Гуантанамо была создана военно-морская база США.
Потери американцев убитыми, главным образом, в сухопутных войсках, составили убитыми — 514 человек, умершими от ран — 454 человека и умершими от болезней — 5438 человек. Потери испанцев убитыми достигли 2,5 тысячи человек. Данных о числе умерших от болезней в испанской армии нет, но вряд ли оно было меньше, чем в американской армии.
Испания в 70 – 90-е гг.
Испания – государство на юго-западе Европы, занимающее свыше 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские острова в Средиземном море и Каюрские острова в Атлантическом океане, общей площадью – 507,6 тыс. км2. В состав Испании входит 17 автономных областей, имеющих собственное правительство и парламент; Каталония, Страна Басков, Галисия, Андалусия, Валенсия и др. Население Испании – около 40 млн. человек, го них: 75% – испанцы (кастильцы), остальные – каталонцы, галисийцы, баски. Государственный язык – кастильский (испанский). Еще с 1975 г. узаконено использование региональных языков – баскского, каталонского и галисийского. Большинство населения Испании – католики.
В 40 – 70-е гг. в Испании господствовал диктаторский режим Ф Франко. После смерти Франко правительство Испании возглавил Адольфо Суарес, консервативный деятель, который начал реформы парламентских и судебных институтов. Были разрешены стачки, легализованы политические партии. Окончательно демонтаж франкистской диктатуры был закреплен принятием на референдуме 1978 г. новой демократической Конституции, объявившей Испанию конституционной монархией. Глава государства – король Хуан Карлос I, являющийся также главнокомандующим вооруженными силами Законодательно-совещательным органом является двухпалатный парламент (кортесы), наделенный правом разрабатывать и принимать законы, вступающие в силу лишь после утверждения королем. Кортесы состоят из нижней палаты – конгресса депутатов (350 человек) и верхней – сената (208 человек). Высшим исполнительным органом является правительство, формируемое парламентским большинством.
В Испании официально зарегистрировано свыше 250 политических партий и организаций, основными из которых являются: испанская социалистическая рабочая партия; народный альянс; партия демократического и социального центра.
Испания – одна из развитых в индустриальном отношении европейских держав. Страна обладает значительными запасами каменного угля, железной руды, пиритов, ртути, урана, золота, серебра, вольфрама, сурьмы, свинца и т.д. Традиционно в испанской экономике сильные позиции занимают монополии США, ФРГ, Великобритании, Швейцарии и Франции. Из 500 действующих в стране крупнейших фирм в 113 контрольный пакет акций принадлежит иностранному капиталу. В Испании достаточно высокий уровень концентрации производства и капитала – около 40% акционерного капитала приходится на долю 8 финансовых групп (Марчей, Фьерро, Уркино и др.). Наиболее развиты отрасли: горнодобывающая, черная металлургия, машиностроение, химическая, текстильная. В сельском хозяйстве Испании сохранились латифундии, что привело к массовому переселению из деревни в город. Главные торговые партнеры Испании – США, ФРГ, Франция и страны Латинской Америки. С 1982 г. Испания вошла в НАТО; в 1992 г. – в Европейский Союз.