Цели:
1. Формировать понятие «согласный звук».
2. Формировать умение выделять согласные звуки «М», «П», «Т», «К» из начала и конца слов.
3. Формировать зрительный образ букв, обозначающих эти звуки.
4. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, полоски, разделенные на три части (см. задание на дом 19), синие ручки, маркер согласного звука (синий кружочек), тетради логопедических заданий, буквы, кассы букв, маркеры - ухо, рот, глаз, рука, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Упражнение «Вспомни и ответь».
- Что такое звуки? (Использовать маркеры «ухо», «рот».)
- Назовите гласные звуки.
- Почему их называют гласными?
- Что такое буквы? (Использовать маркеры «глаз», «рука».)
3.Упражнение «Согласные звуки».
Попросить детей произнести перед зеркалами звук «М» («П», «К»), уточнить его артикуляцию, возможность произносить длительно, свободно, петь его.
После того как все звуки будут произнесены, уточнить, чем они отличаются (по-разному работают губы: разная артикуляция) и чем похожи (их нельзя петь).
|
|
- Вывод: звуки, которые нельзя петь, называются согласными. Их обозначаем синим кружочком.
4.Упражнение «Повтори, не ошибись».
Предложить детям послушать, запомнить и повторить ряды согласных звуков («М-П-Т-К», «Т-М-П-К» и т.д.).
5.Упражнение «Назови первый звук».
Выставить на наборное полотно предметные картинки: мак, масло, мыло, муха. Предложить назвать, что изображено на них. Спросить, с какого звука начинаются эти слова. Так же рассмотреть следующие группы картинок:
· Пума, пони, пальма.
· Тачка, туча, том.
· Кот, корова, кофта, курица.
6.Физкультминутка.
Дети произносят слоги, выполняя движения руками, приседания, наклоны:
· Ма-мы-му-мэ.
· Па-по-пы-пу и т.д.
7.Упражнение «Добавь согласный звук».
Поставить на Наборное полотно картинку «Сом». Предложить послушать и добавить последний звук, чтобы получилось слово...
«Со», - говорит логопед. Кто-то из детей добавляет «М».
- Что получилось? Какой звук слышится в конце слова «сом». Аналогично разобрать слова «кит», «лук», «суп».
8.Работа с кассой букв.
Выставить на наборное полотно буквы М, П, Т, К и предложить детям прочитать эти буквы хором.
Затем попросить детей открыть кассы букв, найти М, П, Т, К и прочитать их (индивидуально по вызову логопеда).
9.Упражнение «Найди место буквы».
На наборном полотне картинка «Мак» («Кот»). Под ней полоска, разделенная натри части (начало, середина, конец слова). У каждого ребенка такая же полоска.
Лопшед произносит слово. Дети определяют, какой звук слышится в начале слова, и выкладывают в первой части полоски нужную букву. Затем определяют последний звук и выкладывают соответствующую букву в третьей части полоски,
|
|
10.Пальчиковая гимнастика: 2—3 упражнения по выбору логопеда.
11.Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей написать по одной паре каждой буквы в соответствии с образцом.
12.Итог занятия.
На дом: задание 19.