Тема: «Звук и буква X (знакомство)»
Цели:
1. Познакомить со звуком и буквой X.
2. Учить давать полную характеристику согласного звука.
3. Формировать умение определять позицию звука в слове.
4. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения.
5. Развивать внимание, память, фонематическое восприятие, мелкую моторику и графические навыки.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, маркер звука (см. задание на дом 22), изображение феи Фонетики, зеркала, карточка с изображением буквы X, синие ручки, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Садится на место тот, кто назовет слово, которое начинается со звука «М» («П», «Т», «К»).
2.Упражнение «Вспомни и ответь».
- На какие две группы делятся речевые звуки? (Гласные и согласные.)
- Чем они отличаются?
- Как обозначаются гласные (согласные) звуки?
3.Упражнение «Задания феи Фонетики».
Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки, которые прислала фея. Называет, что на них изображено: храм, хомяк, халат, холодильник, хлеб, хвост, хвоя, хобот, хата, хоровод, хор. Предлагает детям определить, какой звук слышится в начале этих слов.
|
|
4.Упражнение «Звук „X"».
Уточнить артикуляцию звука перед зеркалами. Попросить детей произнести звук хором и индивидуально. Познакомить с характеристикой звука с использованием мазера - синего кружочка (согласный, твердый, глухой).
Предложить детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук «X» среди других согласных; топнуть, когда услышат слог со звукбм «X» среди других слогов.
5.Физкультминутка.
Дети выполняют движения по тексту:
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенышй бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять -
Хомка хочет сильным стать!
6.Упражнение «Где звук?».
Выставить предметные картинки: мох, пух, петух, пастух, конюх, муха, уха, ухо. Попросить детей подумать, послушать и определить, где в каждом слове слышится звук «X». (В конце или середине слова.)
7.Упражнение «Закончи предложение».
· Петух закукарекал, потому что...
· Художник нарисовал храм, который...
· Мама сварила уху, когда...
· Хомяк забрался в норку, куда...
· Пастух пас коров на лугу, где...
8.Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеДа.
9.Упражнение «Буква X».
Вспомнить с детьми, что такое буква.
Рассмотреть карточку с изображением буквы X. Уточнить: это буква X (ха) - так она называется в алфавите. Но, когда мы читаем эту букву, мы произносим звук «X».
Показать на доске прием написания буквы X.
10.Работа в тетради логопедических заданий.
Попросит детей написать строчку букв X, х.
11.Итог занятия.
На дом: задание 22.