Тема: «Деление на слоги»
Цели:
1. Повторить звуки «М», «П», «Т», «К».
2. Формировать понятие «слог».
3. Учить делить слова на слоги и практически определять количество слогов в словах.
4. Учить читать слоги с изученными буквам».
5. Развивать внимание, память, фонематическое восприятие.
Оборудование: изображение феи Фонетики, предметные картинки, схемы слогового разбора: длинная и 3 короткие полоски, карточки слогов (см. задание на дом 20), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед просит детей определить последний звук в словах: кот, ком, сок и т.д.
2.Упражнение «Задания феи Фонетики».
Фея предлагает детям произнести слова «пума», «малина».
Затем логопед произносит эти слова с прохлопыванием, дети повторяют.
Фея объясняет, что дети разделили слова на части: в слове «пума» — 2 части, а в слове «малина» — 3 части. Сообщает, что каждая часть слова называется слогом.
- Вывод: слова делятся на слоги. Слог — это часть слова.
3.Упражнение «Делим слева на слоги».
|
|
Дети с логопедом произносят слова: мама, козы, пума, машины,, панама, кукуруза, помидоры, мухоморы, парашюты, пуговица, пароходы, паровозы, макаронина, дым, дом, ком, том, суп, кот, сок, мак по слогам и прохлопывают их.
- Вывод: в словах может быть 1,2, 3,4, 5 и больше слогов.
- Запомните! Слова делятся на слоги. Слог — это часть слова. В словах может быть 1, 2, 3,4, 5 и больше слогов.
4.Физкультминутка (см. занятие 19).
5.Упражнение «Угадай слово».
На наборном полотне 4 картинки (суп, мука, посуда, кукуруза; сок, коты, корова, пуговица; мак, мама, малина, помидоры).
Логопед прохлопывает 1 раз (2, 3, 4 раза) и просит детей угадать слово.
6.Упражнение «Слово или слог?».
У детей длинные и короткие полоски. Когда логопед произносит слово, дети поднимают длинную полоску, когда слог — короткую.
7.Упражнение «Составь схему».
Выложить слоговые схемы слов: кот, муха, малина (длинная полоска— это слою, короткая — слог) на наборное полотно и индивидуально.
8.Упражнение «Сложи слово».
Попросить детей прочитать слоги ПУ, МУ, КА, МА, выложенные на наборное полотно, и составить слова из двух слогов.
9.Итог занятия.
На дом: задание 20.
Занятие 21
Тема: «Фрукты. Составление рассказа, пересказ»
Цели:
1. Развивать связную речь.
2. Закрепить обобщающее понятие «фрукты».
3. Учить составлять описательные рассказы.
4. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке и пересказывать его.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, графическое изображение фруктов с наложением, маркеры — глаз, рука, язык, нос, сюжетная картинка «Уборка урожая в саду» (см. задание на дом 21), наборное полотно или магнитная доска.
|
|
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Упражнение «Подумай и ответь».
Предложить детям рассмотреть графическое изображение фруктов с наложением и ответить на вопросы:
- Что вы видите на этой картинке? (Фрукты.)
- Покажите и назовите каждый фрукт.
- Какие еще фрукты вы знаете? (По мере называния выставлять на наборное полотно предметные картинки.)
- Где растут фрукты?
- Как назвать людей, которые в саду разводят фруктовые деревья и ухаживают за ними? (Садоводы.)
3.Игра «Отгадай-ка».
Синяя, овальная, с мягкой серединкой.
Тронешь пальцем — гладко,
На вкус же кисло-сладко.
(Слива.)
На матрешку я похожа,
Желтая, румяная,
Крепкая и гладкая,
А откусишь — сладкая.
(груша.)
Когда дети отгадают загадки, оставить на наборном полотне только сливу и грушу.
4. Упражнение «Назови признак».
На наборное полотно поставить маркеры — глаз, рука, язык, нос. Предложить детям ответить, какие признаки можно увидеть, почувствовать рукой, языком, носом, и с опорой на маркеры рассказать, какая слива (груша).
5. Физкультминутка «В саду».
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем. | Дети водят хоровод. |
С ветки яблоки сорвем | Тянутся вверх на носочках. |
И в корзинку отнесем. | Наклоняются. |
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем. | Хоровод. |
С ветки груши мы сорвем | Тянутся вверх на носочках. |
И в корзинку отнесем. | Наклоняются. |
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем. | Хоровод. |
С ветки сливы мы сорвем, | Тянутся вверх на носочках. |
И в корзинку отнесем. | Наклоняются. |
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем. Урожай там соберем, соберем, соберем И домой все отнесем, отнесем, отнесем. | Хоровод |
6.Упражнение «Составь рассказ».
Предложить детям рассмотреть картинку «Уборка урожая в саду» и ответить на вопросы по ее содержанию. Из ответов детей составить рассказ, придумать ему название и предложить 2-3 детям пересказать его.
7.Итог занятия.
На дом: задание 21.