Тема: «Звук и буква С (знакомство)»
Цели:
1. Учить правильно произносить звук «С» в слогах, словах, предложениях и рассказе.
2. Учить выделять звук «С» из начйла слова.
3. Познакомить с буквой С.
4. Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, схема рассказа (см. задание на дом 27), маркер согласного, твердого, глухого звука, тетради логопедических заданий, синие ручки, веревочка, карточка с буквой С, изображения феи Фонетики, девочки и мальчика, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент:
- Садится на место тот, чье имя я назову шепотом.
2.Упражнение «Вспомни и ответь».
- На какие две группы делятся речевые звуки? (Гласные и соглас- ные.)
- Чем они отличаются?
- Как обозначаются гласные (согласные) звуки?
3.Упражнение «В гостях у феи Фонетики».
- Фея Фонетика пригласила к себе в гости Соню и Саню (выставить изображения феи, девочки и мальчика), Она приготовила самовар, стаканы, сахар, сухари (выставить соответствующие картинки). Стала фея Фонетика наливать воду в стаканы, а Соня и Саня слышат: «С-с-с-с». Какой звук услышали Соня и Саня, когда лилась вода из самовара?
4.Упражнение «Звук „ С"».
Уточнить артикуляцию звука перед зеркалами.
Попросить детей произнести звук хором и индивидуально.
Познакомить с характеристикой звука с использованием маркера (согласный, твердый, глухой).
Предложить детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук «С» среди других согласных; топнуть, когда услышат слог со звуком «С» среди других слогов.
5.Упражнение «Повтори, не ошибись».
Попросить детей произнести цепочки слогов за логопедом:
· Са-со-су.
· Ас-ос-ус.
· Са-со-су-сы.
· Ас-ос-ус-эс. И т.д.
6.Упражнение «Где звук?».
- Фея Фонетика принесла еще картинки (добавить к имеющимся в п 3): сок, суп, сом, сук, совы, санки, сумка, собака, самолет.
Предложить детям определить, где в каждом слове слышится звук «С».
7.Упражнение «Придумай предложение».
Попросить детей придумать предложения со словами:
· Сук, совы.
· Сумка, сухари.
· Соня, сок, стакан.
8. Физкультминутка.
Мы подуем высоко, | Дети потягиваются вверх, произносят: «С-с-с-с». |
Мы подуем низко, | Слегка наклоняются и произносят: «С-с-с-с». |
Мы подуем далеко, | Наклоняются вперед всем корпусом, руки вытянуты вперед, произносят: «С-с-с-с». |
Мы подуем близко. | Прижимают руки к груди, опускают голову, произносят: «С-с-с-с». |
9 Упражнение «Перескажи рассказ».
Попросить детей пересказать рассказ по схеме и вспомнить слова, которые начинались в рассказе со звука «С».
10.Упражнение «Буква С».
- Фея Графика принесла новую букву. Это буква С (эс), так она называется в алфавите, но, когда мы читаем эту букву, мы Произносим звук «С».
Прочитать детям стихотворение и из веревочки выложить букву С.
Из веревочки кольцо послужило нам для О,
А для С теперь возьмем колечка справа разомкнем.
11.Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда.
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей написать большую и маленькую буквы С.
13.Итог занятия.
На дом: задание 27.