Тема: «Звук и буква С (продолжение). Деление на слоги»

Цели:

1. Закрепить произношение звука «С» в слогах, словах, предло­жениях.

2. Закрепить умение определять позицию звука «С» в словах.

3. Учить делить слова на слоги.

4. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

5. Развивать память, внимание, фонематическое восприятие.

Оборудование: предметные картинки, схемы звуко-слогового анали­за, карточки с цифрами 1-4, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто назовет позицию звука «С» в слове «сок» (нос, лес, весы, коса, носки, колос, самокат, самовар, косын­ка, квас, мусс, волосы, стол, компас).

2.Упражнение «Подумай и ответь».

Предложить детям рассмотреть картинки типа: саперы, санитары. Спросить:

- Кто такие саперы (санитары)?

Попросить разделить на слоги слово «саперы» (санитары), про­хлопывая каждый слог.

- Сколько слогов в слове «саперы» (санитары)?

- Какой первый (второй и т.д.) слог?

- Что такое слог?

- Сколько слогов может быть в словах?

Предложить нарисовать или выложить слоговые схемы этих слов.

Логопед подходит к каждому ребенку, показывает длинную или короткую полоску в схеме, предлагая назвать слово или соот­ветствующий слог.


3.Упражнение «Повтори, не ошибись».

Попросить детей повторить чистоговорки:

· Сы-сы-сы — осы, полосы, усы.

· Со-со-со - осока, соты, колесо.

· Са-са-са — самолеты, сад, оса.

Выставить картинки: сад, соты, полосы, самолеты, колесо и попросить разложить их по «этажам» с использованием цифр. На первом этаже (цифра 1) - слова с одним слогом, на втором- (цифра 2) - с двумя и т.д.

4. Физкультминутка.

Игра «Догони-ка нас, лиса».

Выбрать водящего - лису.

Ca-ca-ca - в лесу бегает лиса. Са-са-са - догони-ка нас, лиса. Дети водят хоровод, лиса бежит по внешнему кругу хоровода в обратном направлении.
Сы-сы-сы - убегаем от лисы. Дети разбегаются, лиса их ловит.

Игра проводится 2-3 раза.


5.Упражнение «Составь схему».

Выставить на наборное полотно картинки: сок, осы, соты. Провести с детьми полный звуко-слоговой анализ этих слой! и выложить их звуко-слоговые схемы.

Определить в каждом слове количество гласных звуков и слогов.

- Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

6.Итог занятия.

На дом: задание 29.

Занятие 30

Тема: «Предзимье. Пересказ»

Цели:

1. Учить составлять рассказы по картинке и пересказывать их.

2. Закрепить правила составления рассказа.

3. Развивать внимание, память, мышление, умение слушать.

Оборудование: сюжетная картинка «Поздняя осень» и схема расска­за (см. задание на дом 30), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед называет слово-предмет или словосочетание и предлага­ет детям подобрать слова-действия. Ответивший ребенок садится на свое место. Например:

Ветер... (дует); листья... (опадают); трава... (завяла, пожухла); река... (замерзла); насекомые... (уснули, спрятались); ель (сосна)... (зеленеет); деревья... (качаются); перелетные птицы... (улетели); ягоды рябины... (краснеют); тучи... (плывут); небо... (хмурится).

2.Игра «Отгадай-ка»

Облетел весь лист цветной. Как обидно!

Утром на лужицах тонкий ледок.

Листьев нет, лишь ветки видно.

В воздухе кружится первый снежок.

- О каком времени года эта загадка?

Выставить на наборное полотно картинку «Поздняя осень». Попросить детей назвать по картинке признаки осени и определить, какая это часть осени: начало, середина или конец.

Задать вопросы:

- Сколько осенних месяцев?

- Какой первый (второй, третий) месяц?

- Какой осенний месяц самый теплый (холодный)? Почему?

- Как вы думаете, какой месяц изображен на картинке?

- Перед каким временем года ноябрь?

- Вывод: ноябрь по-другому называется предзимье.

3.Беседа по картинке «Поздняя осень».

Рассмотреть с детьми картинку и предложить ответить на вопро­сы, используя схему. Предварительно уточнить значение символов.

- Каким стало небо? (Небо стало хмурым, серым, пасмурным.)

- Какие листья опали с деревьев? (Сухие осенние листья опали с деревьев.)

- Какие стоят березы и клены? (Березы и клены стоят грустные и голые.)

- А какими остались сосны и ели? (А сосны и ели остались зеле­ными, нарядными, красивыми.)

- Какие ягоды краснеют на рябинах? (На рябинах краснеют спе­лые ягоды.)

- Что случилось с травой? (Трава пожелтела, поникла и пожухла.)

- Что происходит с водой в реке? (Вода в реке замерзает и покры­вается льдом.)

- Какие птицы улетели на юг? (Перелетные птицы улетели на юг.)

- К чему готовятся дикие животные? (Дикие животные готовятся к холодной зиме.)

- Что это пришло? (Это пришла поздняя осень, предзимье.)

4. Физкультминутка.

Ветер осенний щеки надул Дети надувают щеки.
И на деревья сильно подуп. Делают сильный выдох.
Ветки качнулись и затрещали. Качают поднятыми вверх руками.
Листья давно все на землю упали. Приседают на корточки, ладони кладут на пол.
Медведи в берлогах скоро уснут. Кладут руки под щеку.
Снежинки, кружась, легко упадут. Поднимаются, кружатся и приседают на корточки.

5.Упражнение «Расскажи по схеме».

Предложить детям еще раз рассмотреть схему рассказа и по ней рассказать о поздней осени, предзимье:

· каждое предложение;

· весь рассказ (2-3 ребенка).

Предложить детям придумать название рассказу.

6.Итог занятия.

На дом: задание 30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: