Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включающая:
¨ психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого:
¨ практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
¨ психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
|
|
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
¨ энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
¨ требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
¨ способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
¨ широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
¨ чувством понимания ситуации:
¨ творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:
¨ нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
¨ готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
|
|
¨ стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
¨ эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
¨ ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
¨ способностью работать в коллективе и с коллективом;
¨ умением предвидеть результат;
¨ внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
¨ способностью и умением рисковать;
¨ способностью действовать самостоятельно;
¨ ответственностью за деятельность и за принятые решения;
¨ способностью увидеть, выделить существенное;
¨ искусством выполнять планы.
Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Слово «этика» произошло от греческого слова ethos, что в переводе означает «привычка, обычай, правило поведения». Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы.
Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим:
¨ результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;
¨ конкуренция должна осуществляться по честным правилам, т.е. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;
¨ распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;
¨ использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;
¨ техника должна служить человеку, а не человек технике.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
¨ умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
¨ способность устанавливать и контролировать дисциплину;
¨ стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
¨ осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
¨ развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
¨ отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
¨ регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
¨ стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
¨ системный подход к анализу работы;
¨ квалифицированное делегирование полномочий;
¨ избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
¨ создание эффективной обратной связи;
¨ защита персонала организации от внешних угроз;
¨ поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
¨ установление системы оценки работы и критериев успеха.
Для повышения эффективности организаторской деятельности руководителю необходимы:
¨ гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:
¨ разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
|
|
¨ соблюдение принципа единоначалия;
¨ делегирование полномочий;
¨ четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
¨ разделение и специализация труда;
¨ подготовка резерва управленческих кадров;
¨ распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;
¨ обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка;
¨ четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;
¨ разработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ;
¨ широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений;
¨ поощрение инициативы работников;
¨ соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организацией и ее работниками;
¨ создание благоприятного психологического климата в коллективе;
¨ индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива;
¨ эффективное и гибкое стимулирование работников:
- справедливое материальное вознаграждение по результатам труда - зарплата, премии за высокие результаты и т.п.;
- социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
- обеспечение нормальных условий и организации труда;
- моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чествование:
- признание личностной значимости сотрудника — уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным:
- возможность личностного роста, продвижения в карьере:
- требовательность к дисциплине и качеству труда;
- обоснованность, справедливость наказания;
- конструктивность в разрешении конфликтных проблем;
- предоставление работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей;
- создание атмосферы конкуренции, соревнования.