Примеры: развитие системы; рационализация деятельности организации и др

В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициати­ве рядовых работников, либо по стечению обстоятельств. Про­водником таких изменений является человек как на уровне раз­работки решения, так и на уровне исполнения.

Изменения в организации — объективный процесс и регули­руются законом единства анализа и синтеза. Принци­пы рационализации формируют механизм таких преобразова­ний.

Существуют три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Каждый из них имеет глубокие исторические корни и накладывает существен­ный отпечаток на реализацию изменений в организации.

Рационализм (лат. ratio — разум) — усовершенствование, фор­мирование более целесообразной организации чего-либо, например производства, принятие решений по ранее разработанным алгорит­мам, правилам, законам. Рационализм как философское направле­ние признает разум основой познания и поведения людей. Проти­востоит как иррационализму, так и сенсуализму.

Рационализация как процесс должна привести к новому со­стоянию организации (к новой результативности), т. е. к дости­жению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.

Результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, ка­чеством трудовой жизни и внедрением новшеств.

Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности.

Качество — это степень соответствия организационной сис­темы внутренним требованиям (стандартам) организации.Оновключает требования к спецификациям, техническим парамет­рам и ожиданиям. Качество может измеряться в баллах, уровнях и т.д., может носить объективный и субъективный характер.

Количество определяет масштабность организационной сис­темы, набор ее элементов и место в окружающей среде.

Своевременность базируется на характеристиках информа­ции, создаваемой или потребляемой организационной системой.

Качество трудовой жизни — величина субъективная и оп­ределяется реакцией работников на социально-технические ас­пекты в организации.

Высокий уровень качества жизни создает условия спокой­ного, уверенного труда персонала, однако в условиях рыночной экономики это может привести к застою в развитии организа­ционной системы. Низкий уровень формирует сильную озабо­ченность персонала, что может помешать его производительно­му труду.

Внедрение новшеств — величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутрен­ние нововведения в технической и социальной областях.

Реализация рационализма проявляется в стремлении к переме­нам в деятельности организаций. Спрос на услуги, связанные с осуществлением эффективных изменений, всегда был высок. Этот спрос во всех странах мира стимулирует развитие консуль­тационной деятельности как профессиональной. Технология та­кой работы в общем одинакова: сбор информации о деятельно­сти клиента, исследование и диагностика, разработка и внедре­ние комплекса мероприятий.

Результатом работы консультационных фирм является разра­ботка решений (рекомендаций) в форме набора проектов, на­правленных на совершенствование деятельности организации.

Кружки качества стали создаваться в Японии после Второй ми­ровой войны с целью вовлечения работников в решение органи­зационных проблем. В основе кружков качества лежит не само­деятельность работников, а профессиональный подход менедже­ров. Перед кружками были поставлены следующие задачи:

активизировать человеческий ресурс,

• улучшить качество трудовой жизни,

• снизить издержки,

• уменьшить непроизводительные затраты времени,

• повысить действенность, экономичность и производи­тельность организации.
Эти и сопутствующие им задачи сводятся к трем направле­ниям деятельности. Первое — совершенствование и созда­ние новой технологии («ноу-хау»), а также приемов труда; второе — налаживание социальных отношений; третье — получение синергетического эффекта от первого и второго направлений (нахождение необходимых пропорций).

Работа кружков качества проводится в рабочее время и явля­ется добавочной функцией для работников, прямо не оплачи­ваемой.

На деятельность кружков качества оказывают влияние субъ­ективные факторы и объективные условия. Однако в основе всех вариантов лежит структурированный, партисипативный метод решения актуальных задач в малых группах.

Обычно задачи решаются за несколько проходов по этапам т. е. схема имеет циклический ха­рактер.

Рационализация деятельности организации — это бес­конечный переход от решения одной путаницы к реше­нию следующей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: