Информационное обеспечение и информационные технологии государственного управления

Технологии, связанные с информационным обеспечением процессов управления, называют новыми информационными технологиями (НИТ), под которыми понимают совокупность современных форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах и, в первую очередь, в экономике и организационном управлении. Создаваемые информационная, техническая, программная и технологическая базы информатизации способны обеспечить потребности региона (города) в решении необходимых задач управления.

Административное управление мэрии основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;

ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;

осуществление планирования и контроля выполнения планов;

применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций;

осуществление проектирования и макетирования документации;

статистическую обработку данных;

ведение служебной переписки;

оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.

Распределение по функциональным подсистемам определяет основу структуры ИС города, так как информация в них легко структурируется по предметному признаку, обеспечивая необходимую унификацию для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, накопления в банках данных и использования информации в пределах подсистемы. В интересах совместно решаемых задач между подсистемами осуществляется автоматизированный обмен информацией, что обеспечивает функционирование системы в целом..

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, аппаратно-программных, организационных, технологических средств и специалистов.

По мере развития автоматизированных систем все больше проявляется характер их взаимного влияния и взаимодействия различных сфер информационного обеспечения. В настоящее время преобладает доктрина формирования единой информационной сферы, в которой информацию необходимо классифицировать по разным признакам.

В автоматизированных системах информационное обеспечение делят на машинное (в памяти компьютера) и внемашинное (на бумажных носителях). Различные классификации предлагались и использовались в системах управления, как правило, для информации, создаваемой и хранящейся в форме документов (приказов, планов, писем, справочно-табличных форм статистической отчетности и т. п.), т.е. в виде документальной информации. Однако по мере развития автоматизированных средств появилась возможность регистрации и хранения информации в виде отдельных фактов (характеристик предметов, событий, операций и т. п.), т. е. в виде массивов фактографической информации, в которых данные могут сортироваться по различным признакам и выводиться в различных формах, удобных для решения той или иной управленческой или проектной задачи.

Информационная система (ИС) – это система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи информации, применяемой в процессе управления или принятия решений.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность внутренних и внешних потоков информации экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессах сбора, хранения, обработки, поиска и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Информационные системы в свою очередь делят на информационно-справочные, которые выполняют задачу обеспечения руководства необходимыми справочными данными по запросам, и информационно-советующие, в которых кроме сбора, передачи и обработки информации подготавливаются рекомендации, используемые при принятии решений.

Управляющие системы делят на информационно-управляющие (например, система управления проектами), управляющие системы с запрограммированными командами, в которых решаются задачи регулирования (например, АСУТП), самонастраивающиеся и самообучающиеся системы, функционирование которых меняется в зависимости от воздействия внешней среды.

По с т е п е н и ц е н т р а л и з а ц и и обработки информации выделяют системы, имеющие несколько уровней обработки информации (характерны для крупных объектов), системы с централизованной обработкой информации (характерны для средних объектов), системы коллективного пользования (характерны для малых объектов).

По у р о в н ю у п р а в л е н и я различают системы, относящиеся к низшему уровню управления (АСУП - для уровня предприятий и организаций, АСОУ, АСУТП и т.д.), среднему уровню управления (ОАСУ - отраслевые АСУ, РАСУ - республиканские и региональные АСУ территориальных органов и др.) и высшему уровню управления (ОГАС - общегосударственная автоматизированная система).

Системы нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией) как документально-фактографические ИПС. При переходе к правовому государству, а также в процессе развития рыночной экономики возрастает роль еще одного важного вида информации - нормативно-правовой и нормативно-методической, регламентирующей деятельность предприятий при предоставлении им самостоятельности и сокращении организационно-распорядительной документации (стандартов, приказов и распоряжений).

Системы нормативно-методического обеспечения управления (СНМОУ) предприятием регламентируют деятельность подразделений и всех исполнителей управленческих функций. В числе нормативной документации предприятий нормативно-правовые, нормативно-методические, нормативно-технические и организационно-распорядительные документы (НПД, НМД, НТД и ОРД), которые обеспечивают реализацию принятых проектных и управленческих решений при создании и в процессе функционирования предприятия (организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: