Тема: «Слоги ЖИ-ШИ»
Цели:
1. Учить дифференцировать звуки «Ш»-«Ж» в устной речи и на письме.
2. Формировать практический навык правильного написания- слогов ЖИ-ШИ.
3. Обучать чтению и письму.
4. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: предметные картинки, карточки со слогами ЖИ, ШИ и другими слогами, буквы, тетради в узкую линейку, синие ручки, аудиозапись танцевальной музыки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
—Садится на место тот, кто назовет слова со звуком «Ж» или «Ш».
2. Упражнениъ « Какой звук?».
Предложить детям самостоятельно, без маркеров, дать характеристику звукам «Ж» й «Ш». Рассказать, чем эти звуки похожи и чем отличаются.
3.Упражнение «Слоги ЖИ-ШИ».
—Однажды буквы пришли на бал в честь дня рождения принцессы И. Принцесса И танцевала со всеми своими гостями. Когда согласные вставали в пару с принцессой, то получались слоги (выставить карточки): ми, пи, ти, ки, ри, ли, си, зи, ви, ни.
|
|
Дети читают эти слоги.
—Как звучат согласные в этих слогах? (Мягко.)
—Но когда принцессу И пригласил на танец принц Щ, а потом принц Ж, то получились слоги ШИ, ЖИ. (Выложить на наборное полотно карточки со слогами ЖИ, ШИ, прочитать их.)
—Как звучат согласные в этих слогах?
—Какой гласный звук слышится после «Ш» («Ж»)? («Ы».)
—А какая буква написана после Ш (Ж)? (И.)
—Принцесса И не обиделась на принцев, а предложила всем запомнить правило: в слогах ЖИ-ЩИ слышится звук «Ы», а пишется всегда буква И.
4.Физкультминутка.
Дети танцуют под музыку.
5.Упражнение «ЖИ или ШИ?».
Выставить на наборное полотно слоги ЛЫ, МЫ и предложить детям добавить к ним слог ШИ или ЖИ, прочитать получившиеся слова и объяснить их значения. Также составить слова: уши, ужи; ножи, мыши.
6.Работа в тетради.
Предложить детям запирать В тетрадях в узкую линейку эти слова парами.
7.Работа в тетради логопедических заданий. Прочитать предложения п. 3 и ответить на вопросы:
—О ком говорится в предложении?
—Что у Паши (Миши)?
—У кого санки?
—Кто Луша и Миша? (Малыши.)
—Где они на картинке? Покажите.
8.Итог занятия.
На дом: задание 86.
Занятие 87
Тема: «Весна»
Цели:
1. Учить составлять рассказы по картинно-графическому плану и вопросам.
2. Уточнить знания о весне.
3. Формировать умение распространять предложения с помощью слов-действий.
4. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинка «Весна» и картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 87), сюжетные картинки о весне, карточки-символы слов-действий, предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска.
|
|
Ход занятия
1. Организационный момент.
2.Игра «Отгадай-ка».
Снег снова тает.
День прибывает,
Ночь убывает.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает?
(Весной.)
Задать вопросы:
—Сколько весенних месяцев?
—Как они называются?
—Какой весенний месяц самый холодный (теплый)? Почему?
3.Упражнение «Посмотри и назови».
Предложить детям рассмотреть картинки о весне, назвать изображенное время года и перечислить его признаки.
4.Упражнение «Подбери слово-действие».
Выставить на наборное полотно картинки с изображением солнца, снега, льда, ручья, ветки с почками, травы, подснежников, перелетных птиц, насекомых, зайцев и белок, барсуков и медведей (просыпаются, линяют и т.д.).
После каждой картинки поставить 2—3 карточки-символа слов- действий.
Задать вопросы:
—Солнце что делает? (Пригревает, греет, согревает.)
—Снег что делает? (Темнеет, чернеет, тает, превращается в воду.)
И т.д.
5. Физкультминутка.
Предложить детям изобразить «картинки» весны.
Солнце пригревает. | Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы, как лучи. |
В полях снег тает. | Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. |
Птицы прилетают. | Выполняют резкие взмахи руками, как крыльями. |
Подснежники расцветают. | Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют ладони в виде цветочного бутона. |
Весна-красна! Ты к нам пришла С теплыми лучами, с быстрыми ручьями. Первым март пришел, белый снег сошел, За ним апрель отворит окно и дверь. А как май придет - все кругом расцветет! | Водят хоровод. |
6.Упражнение «Послушай, посмотри, перескажи».
Предложить детям рассмотреть картинно-графический план, придумать рассказ о весне и пересказать его.
7.Итог занятия.
На дом: задание 87.