Занятие 83

Тема: «Звук и буква Ж»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой Ж, закрепить правильное произношение звука «Ж» в слогах, словах, предложениях.

2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».

3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного ана­лиза и синтеза.

4. Формировать умение подбирать и определять родственные слова.

5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточки-символы слов-признаков, слов-действий, маркер согласного, твердого, звонко­го звука, маркеры с обозначением позиции звука в слове (для каждого ребенка), звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или сло­говые таблицы, карточка с буквой Ж, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Предложить детям поочередно назвать детенышей и птенцов раз­личных животных и птиц в единственном и множественном числе: ежа, ужа, моржа, медведя, верблюда, журавля, стрижа.

2.Упражнение «Звук „Ж"».

—К нам в гости прилетел Жук (выставить картинку), чтобы познакомить нас с новым звуком. Послушайте его внимательно: ж-ж-ж-ж-ж

—Какой звук вы услышали?

—Как вы думаете, какой это звук? (Выставить маркер звука.)

Предложить детям произнести звук перед зеркалами и рассказать о его артикуляции.

3.Упражнение «Послушай и запомни слова».

Предложить детям послушать рассказ и запомнить слова со зву­ком «Ж», которые они услышат.

Жили-были важный жук, осторожный ежик и жадная жаба.

Однажды важный жук и осторожный ежик решили покрасить свой домик в желтый цвет. Но у них было мало желтой краски. Тогда они отправились к жабе за краской. Жаба жила на болоте. Пришли к ней ежик и жук, а жаба в это время ела джем из ежевики. Увидела жаба жука и ежа и спрятала джем, потому что была очень жадная. Попросили жук и ежик у жабы желтую краску, а она не дает - жалко. Рассердился жук и жутко зажужжал. Испугалась жаба, задрожала и упала в бочку с желтой крас­кой. Вылезла оттуда вся жёлтая и заплакала желтыми слезами. Но никто не стал жалеть желтую жадную жабу.

—Какие слова со звуком «Ж» вы услышали в этом рассказе?

По мере называния слов выставлять предметные картинки или символы слов-признаков, слов-действий.

4.Упражнение «Где звук?».

Логопед называет слово по выставленным картинкам и символам, а дети поднимают маркеры с обозначением позиции звука в слове.

5.Упражнение «Родственные слова».

Предложить детям подобрать родственные слова к слову «еж». (Еж — ежик — ежонок - ежата — ежиха — ежовый и т.д.)

— Как вы думаете, будет ли слово «ежевика» тоже родственным словом? Почему?

6. Физкультминутка.

Мы в лесу гуляли, ежа там повстречали. Дети шагают.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он промок. Приседают на корточки.
Лучик ежика коснулся, еж колючий Обтянулся. Поднимаются и потягиваются.
Раз, два, три, четыре, пять - Будем с ежиком играть, бегать, прыгать и скакать. Бегают и прыгают.

7.Упражнение «Новая буква».

Показать детям букву Ж. Сообщить, что в алфавите эта буква называется Ж (жэ), но когда мы ее читаем, то произносим звук «Ж» без добавления гласного.

Прочитать детям стихотворение:

Эта буква широка

И похожа на жука.

8.Упражнение «Почитай-ка»

Предложить детям прочитать слоги с буквой Ж по карточкам или слоговым таблицам.

9.Упражнение «Составь схему».

Выставить картинку жука и картинки с изображением детей, назвать их имена: Жора, Жанна. Составить схемы этих слов.

10.Работа с кассой букв.

Попросить детей выложить в кассах эти слова и прочитать их.


11.Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку букву Ж, слова «жук», «Жора», «Жанна» и списать с доски предложение после его анализа: «У Жоры и Жанны жук».

12. Итог занятия.

На дом: задание 83.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: