Тема: «Звук и буква Ж»
Цели:
1. Познакомить со звуком и буквой Ж, закрепить правильное произношение звука «Ж» в слогах, словах, предложениях.
2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».
3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
4. Формировать умение подбирать и определять родственные слова.
5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточки-символы слов-признаков, слов-действий, маркер согласного, твердого, звонкого звука, маркеры с обозначением позиции звука в слове (для каждого ребенка), звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или слоговые таблицы, карточка с буквой Ж, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Предложить детям поочередно назвать детенышей и птенцов различных животных и птиц в единственном и множественном числе: ежа, ужа, моржа, медведя, верблюда, журавля, стрижа.
2.Упражнение «Звук „Ж"».
—К нам в гости прилетел Жук (выставить картинку), чтобы познакомить нас с новым звуком. Послушайте его внимательно: ж-ж-ж-ж-ж
—Какой звук вы услышали?
—Как вы думаете, какой это звук? (Выставить маркер звука.)
Предложить детям произнести звук перед зеркалами и рассказать о его артикуляции.
3.Упражнение «Послушай и запомни слова».
Предложить детям послушать рассказ и запомнить слова со звуком «Ж», которые они услышат.
Жили-были важный жук, осторожный ежик и жадная жаба.
Однажды важный жук и осторожный ежик решили покрасить свой домик в желтый цвет. Но у них было мало желтой краски. Тогда они отправились к жабе за краской. Жаба жила на болоте. Пришли к ней ежик и жук, а жаба в это время ела джем из ежевики. Увидела жаба жука и ежа и спрятала джем, потому что была очень жадная. Попросили жук и ежик у жабы желтую краску, а она не дает - жалко. Рассердился жук и жутко зажужжал. Испугалась жаба, задрожала и упала в бочку с желтой краской. Вылезла оттуда вся жёлтая и заплакала желтыми слезами. Но никто не стал жалеть желтую жадную жабу.
—Какие слова со звуком «Ж» вы услышали в этом рассказе?
По мере называния слов выставлять предметные картинки или символы слов-признаков, слов-действий.
4.Упражнение «Где звук?».
Логопед называет слово по выставленным картинкам и символам, а дети поднимают маркеры с обозначением позиции звука в слове.
5.Упражнение «Родственные слова».
Предложить детям подобрать родственные слова к слову «еж». (Еж — ежик — ежонок - ежата — ежиха — ежовый и т.д.)
— Как вы думаете, будет ли слово «ежевика» тоже родственным словом? Почему?
6. Физкультминутка.
Мы в лесу гуляли, ежа там повстречали. | Дети шагают. |
Вот свернулся еж в клубок, потому что он промок. | Приседают на корточки. |
Лучик ежика коснулся, еж колючий Обтянулся. | Поднимаются и потягиваются. |
Раз, два, три, четыре, пять - Будем с ежиком играть, бегать, прыгать и скакать. | Бегают и прыгают. |
7.Упражнение «Новая буква».
Показать детям букву Ж. Сообщить, что в алфавите эта буква называется Ж (жэ), но когда мы ее читаем, то произносим звук «Ж» без добавления гласного.
Прочитать детям стихотворение:
Эта буква широка
И похожа на жука.
8.Упражнение «Почитай-ка»
Предложить детям прочитать слоги с буквой Ж по карточкам или слоговым таблицам.
9.Упражнение «Составь схему».
Выставить картинку жука и картинки с изображением детей, назвать их имена: Жора, Жанна. Составить схемы этих слов.
10.Работа с кассой букв.
Попросить детей выложить в кассах эти слова и прочитать их.
11.Работа в тетради.
Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку букву Ж, слова «жук», «Жора», «Жанна» и списать с доски предложение после его анализа: «У Жоры и Жанны жук».
12. Итог занятия.
На дом: задание 83.