Тема: «Буква Ъ»
Цели:
1. Познакомить с буквой Ъ.
2. Учить правильно читать и писать слова с этой буквой.
3. Формировать понятие о том, что Ъ служит для разделения согласных и гласных.
4. Формировать навыки словообразования и словоизменения.
5. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточка с буквой Ъ, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Буква Ъ».
Рассмотреть с детьми букву Ъ. Сообщить, что в алфавите эта буква называется твердый знак. Он не имеет своего звука — никак не произносится.
Смешная буква твердый знак — не произносится никак.
Коль в слово попадает, две буквы разделяет.
Т. Ткаченко
3. Работа с кассой букв.
Рассмотреть сюжетную картинку (см. задание на дом 116). Предложить ответить на вопросы:
- Мальчик (за стол) что сделал? (Сел.)
- Девочка (за стол) что сделала? (Села.)
- Дети (за стол) что сделали? (Сели.)
Предложить выложить эти слова в кассах букв.
Задать вопрос:
- Мальчик (свой обед) что сделал? (Съел.)
- Чтобы правильно выложить это слово, надо буквы С и Е разделить твердым знаком.
Предложить детям вставить твердый знак в слове «сел» после буквы С и прочитать получившееся слово. Так же преобразовать слова: сова села, совы сели.
4. Упражнение «Новые слова».
Прочитать в тетради логопедических заданий слова (см. п. 2), уточнить их значения. По сюжетной картинке составить предложения с каждой парой слов. Например: «Петя сел за стол и съел суп. Петя обедает, а собака объедает кость».
5. Физкультминутка.
Игра «Ехали мы, ехали».
Предложить детям отправиться в путешествие на поезде. Они встают друг за другом, произносят вместе с логопедом слова и начинают движение.
| Вот поезд наш едет, колеса стучат, Везет этот поезд веселых ребят. | Дети приближаются к предмету, обозначающему гору. |
| Ехали мы, ехали И к горе подъехали. | |
| И на гору въехали. | Потягиваются вверх на носочках. |
| Вокруг горы объехали, | Дети «объезжают» предмет. |
| Потом с горы мы съехали. | Плавно опускают руки вниз. |
| От горы отъехали и дальше поехали. Ехали мы, ехали И домой приехали. | Продолжают движение по группе. |
6. Упражнение «Новые слова» (продолжение).
Предложить детям подумать, какие слова можно образовать от слова «подъезжать» (объезжать, поднимать), и объяснить эти слова.
• Подъезжать — подъезд.
• Объезжать — объезд.
• Поднимать - подъем, подъемный.
7. Работа в тетради.
Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку строчку буквы Ъ. Прочитать и списать с доски (карточек) слова: подъезд, объезд, подъем, подъёмный.
8. Итог занятия.
На дом: задание 116.






