Тема: «Лето»
Цели:
1. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.
2. Уточнить знания о лете,
3. Формировать умение распространять предложения с помощью слов-признаков и слов-действий.
4. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинка «Лето», сюжетные картинки о лете, карточки-символы слов-действий и слов-признаков, предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра « Отгадай-ка».
Солнце жарко греет,
Земляника зреет,
Дети загорают.
Когда это бывает?
Задать вопросы:
— Сколько летних месяцев?
— Как они называются?
3. Упражнение «Посмотри и назови».
Предложить детям рассмотреть картинку «Лето», назвать изображенное время года и перечислить его признаки.
4. Упражнение «Подбери слово-действие».
Выставить на наборное полотно картинки: солнце, трава, цветы, люди, насекомые, ягоды. После каждой картинки поставить 2—3 карточки-символа слов-действий. Задать вопросы:
— Солнце что делает? (Печет, греет, согревает.)
— Трава что делает? (Растет, зеленеет.) И т.д.
5. Физкультминутка.
Лето красное идет к нам с ласкою! С ягодами сладкими и с цветами яркими. Солнце согревает, сил нам прибавляет. | Дети водят хоровод. |
Вдруг гром гремит, | Топают ногами. |
туча темная летит, | Поднимаютруки вверх и покачивают ими влебо-вправо. |
Ливень поливает, | Опускают руки и наклоняются вниз. |
домой нас прогоняет. | Дети разбегаются по своим местам. |
6. Упражнение «Подбери слова-признаки
Выставить на наборное полотно картинки. После каждой картинки поставить 2—3 карточки — символа слов-признаков.
Предложить детям подобрать соответствующие слова-признаки:
Солнце... (яркое, жаркое), небо... (голубое, высокое), цветы... (благоухающие, разноцветные), трава... (высокая, ярко-зеленая), дни... (летние, жаркие, длинные), вода в водоемах... (теплая, зеркальная, прозрачная), одежда людей... (легкая, открытая).
7. Упражнение «Придумай рассказ».
Предложить детям рассмотреть картинку «Лето» и придумать по ней рассказ.
8. Итог занятия.
На дом: задание 117.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович 3-Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
2. Бородич A.M. Методика развития речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.
3. Бурмистрова Л.В. Волшебная страна русского языка. Учебник- сказка. М., Пайдейя, 1993.
4. Вескер Л.Р. Нарушение произношения у детей с ОНР: Дис.... канд. пед. наук. М., 1977.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: ACT, 2005.
7. Воробьева В.К. О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов //Вопросы логопедии. М., 1979.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дршкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002.
9: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.:Просвещениё, 1985.
10. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М., Просвещение, 1990.
11. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками.//Дошкольное воспитание. № 1. 2000.
12. Куликовская Т.А. Мастерская букв. М.: Гном-пресс, 1997.
13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей щкольного возраста. М.: Владос, 2008.
14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. ~ Просвещение, 1968.
15.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.
16. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. № 1-6.1992.
17. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.
18. Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. М.: Мелик-Пашаев, 2010.
19. Левченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. № 6. 1985.
20. Ткаченко Т.А. Логопедический букварь дошкольника. М.: Эксмо, 2005.
21.Сычева Г.Е. Логопедический букварь. М.: Прометей; Книголюб, 2010.
22.Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение, 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Темы логопедических занятий и коррекционные задачи:
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь (1-й период обучения)
Январь, февраль, март, апрель, май (2-й период обучения)
Занятие 1.Тема: «Наша группа»
Занятие 2. Тема: «Наш детский сад»
Занятие 3. Тема: «Ряд»
Занятие 4. Тема: «Слова-предметы»
Занятие 5. Тема: «Слова-предметы (продолжение)»
Занятие 6. Тема: «Слова-действия»
Занятие 7. Тема: «Слова-признаки»
Занятие 8. Тема: «Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки».
Занятие 9. Тема: «Предложение из двух слов»
Занятие 10. Тема: «Предложение из трех слов с прямым дополнением»
Занятие 11. Тема: «Предложение с однородными прилагательными».
Занятие 12. Тема: «Предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ»
Занятие 13. Тема: «„В огороде". Рассказ»
Занятие 14. Тема: «Гласные звуки»
Занятие 15. Тема: «Гласные буквы»
Занятие 16. Тема: «Осень»
Занятие 17. Тема: «Деревья и их части. Словоизменение»
Занятие 18. Тема: «Лес. Родственные слова. Пересказ»
Занятие 19. Тема: «Звуки и буквы М, П, Т, К»
Занятие 20. Тема: «Деление на слоги»
Занятие 21. Тема: «Фрукты. Составление рассказа, пересказ»
Занятие 22. Тема: «Звук и буква X (знакомство)»
Занятие 23. Тема: «Звук и буква X (продолжение)»
Занятие 24. Тема: «Звуки „К"-ИХ"»
Занятие 25. Тема: «Звуки и буквы К-Х (продолжение)»
Занятие 26. Тема: «Овощи — фрукты. Описательный рассказ»
Занятие 27. Тема: «Звук и буква С (знакомство)»
Занятие 28. Тема: «Звук и буква С (продолжение)»
Занятие 29. Тема: «Звук и буква С (продолжение). Деление на слоги».
Занятие 30. Тема: «Предзимье. Пересказ»
Занятие 31. Тема: «Звук и буква С (продолжение)»
Занятие 32. Тема: «Звук и буква С (продолжение)»
Занятие 33. Тема: «Звук „Сь" (знакомство)»
Занятие 34. Тема: «Звук „Сь" (продолжение)»
Занятие 35. Тема: «Гигиена»
Занятие 36. Тема: «Звук „Сь" (продолжение)»
Занятие 37. Тема: «Дифференциация „С"-„Сь"»
Занятие 38. Тема: «Звук и буква Н (знакомство)»
Занятие 39. Тема: «Звук и букйа Н (продолжение)»
Занятие 40. Тема: «Дикие животные. Творческий пересказ»
Занятие 41. Тема: «Звук „Нь"»
Занятие 42 Тема: «Дифференциация „Н"-„Нь"»
Занятие 43 Тема: «Звук и буква 3 (знакомство)»
Занятие 44 Тема: «Дикие животные. Рассказ по серии картонок»
Занятие 45 Тема: «Звук и буква 3 (продолжение)»
Занятие 46. Тема: «Дифференциация „С"-„3"»
Занятие 47. Тема: «Звук „Зь" (знакомство)»
Занятие 48. Тема: «Звук „Зь"» (продолжение)»
Занятие 49. Тема: «Дифференциация „3"-„3ь"»
Занятие 50. Тема: «Дифференциация „3"-„3ь" (продолжение)»
Занятие 51. Тема: «Зима»
Занятие 52. Тема: «Дифференциация „С"-„3", „Сь"-„3ь"»
Занятие 53. Тема: «Дифференциация „С"-„3", „Сь"—„Зь"(продолжение)»
Занятие 54. Тема: «Елка»
Занятие 55. Тема: «Новый год. Рассказ по серии картинок».
Занятие 56. Тема: «Зима. Рассказы»
Занятие 57. Тема: «Звук и буква Ш (знакомство)»
Занятие 58. Тема: «Звук и буква Ш (продолжение)»
Занятие 59. Тема: «Слог ШИ (знакомство)»
Занятие 60. Тема: «Слог ШИ (продолжение)»
Занятие 61. Тема: «Зима. Родственные слова»
Занятие 62. Тема: «Дифференциация „С"-„Ш"»
Занятие 63. Тема: «Дифференциация „С"-„Ш" (продолжение)».
Занятие 64. Тема: «Звук и буква JI (знакомство)»
Занятие 65. Тема: «Звук и буква JI (продолжение)»
Занятие 66. Тема: «Зимние виды спорта. Словообразование»
Занятие 67. Тема: «Звук „Ль" (знакомство)»
Занятие 68. Тема: «Звук „Ль" (продолжение)»
Занятие 69. Тема: «Дифференциация „Л"—„Ль"»
Занятие 70. Тема: «Звук и буква Р (знакомство)»
Занятие 71. Тема: «Звук и буква Р (продолжение)»
Занятие 72. Тема: «Зимующие птицы. Пересказ»
Занятие 73. Тема: «Звук „Рь"»
Занятие 74. Тема: «Дифференциация „Р"—„Рь"».
Занятие 75. Тема: «Дифференциация „Р"-„Л"».
Занятие 76. Тема: «Дифференциация „Рь"-„Ль"»
Занятие 77. Тема: «23 февраля - День защитника Отечества»
Занятие 78. Тема: «Звук и буква В»
Занятие 79. Тема: «Звук „Вь"»
Занятие 80. Тема: «Дифференциация „В"-„Вь"».
Занятие 81. Тема: «Семья»
Занятие 82. Тема: «8 Марта»
Занятие 83. Тема: «Звук и буква Ж»
Занятие 84. Тема: «Слог ЖИ»
Занятие 85. Тема: «Дифференциация „Ш"-„Ж"»
Занятие 86. Тема: «Слоги ЖИ-ШИ»
Занятие 87. Тема: «Весна
Занятие 88. Тема: «Дифференциация „3"-„Ж"»
Занятие 89. Тема: «Звук и буква Б»
Занятие 90. Тема: «Звук „Бь"»
Занятие 91. Тема: «Дифференциация „Б"—„Бь"»
Занятие 92. Тема: «Дифференциация „Б"-„П", „Бь"-„Пь"»
Занятие 93. Тема: «Звук и буква Г»
Занятие 94. Тема: «Звук „Гь"»
Занятие 95. Тема: «Дифференциация „Г"-„Гь"»
Занятие 96. Тема: «Дифференциация „К"-„Г", „Кь"-„Гь"»
Занятие 97. Тема: «День космонавтики»
Занятие 98. Тема: «Звук и буква Д»
Занятие 99. Тема: «Дифференциация „Д"-„Дь"»
Занятие 100. Тема: «Звук „Ть"»
Занятие 101. Тема: «Дифференциация „Т"-„Ть", „Д"-„Дь"».
Занятие 102. Тема: «Звук и буква Й»
Занятие 103. Тема: «Дифференциация „И"-„Й"»
Занятие 104. Тема: «Звук и буква Ц»
Занятие 105. Тема: «Дифференциация „Ть"-„Ц"»
Занятие 106. Тема: «Звук и буква Щ»
Занятие 107. Тема: «Звук и буква Ч»
Занятие 108. Тема: «День Победы»
Занятие 109. Тема: «Звуки и буквы Ц, Ч, Щ»
Занятие 110. Тема: «Буква Ь»
Занятие 111. Тема: «Буква Я»
Занятие 112. Тема: «Буква Ю»
Занятие 113. Тема: «Буква Е»
Занятие 114. Тема «Буква Ё»
Занятие 115. Тема: «Буква Ф. Звуки „Ф"-„Фь
Занятие 116. Тема: «Буква Ъ»
Занятое 117. Тема: «Лето»
Литература