Тема: «Деревья. Словоизменение»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Познакомить с деревьями, их названиями, закрепить знание о пользе, которую приносят деревья.
3. Учить образовывать существительные множественного числа.
4. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинки с контурным изображением деревьев, мяч, игрушка или изображение гнома, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед называет часть дерева ласково, а ребенок — в именительном падеже единственного числа (например, веточка — ветка).
2.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь».
На наборное полотно выставить картинки парка, леса, сада. Задать детям вопросы:
- Где растут деревья?
- Какую пользу они приносят?
3.Упражнение «Покажи и назови».
Предложить детям рассмотреть картинки с изображением дуба, ели, рябины, сосны, клена, березы, липы, показать и назвать каждое дерево. При затруднениях помочь детям.
4.Игра «Подбери пару».
Предложить детям составить пару: к цветному рисунку подобрать контурное изображение дерева, а затем назвать деревья во множественном числе (это дубы, это березы и т.д.).
5. Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся | Дети кружатся. |
И на дорожки плавно ложатся. | Садятся на корточки. |
Под ногами шуршат, шелестят, | Топают ногами. |
Будто опять покружиться хотят. | Кружатся и садятся на корточки. |
6. Игра «Лес и лесочек».
— Посмотрите, к нам пришел гном и принес картинку. У него в волшебной стране тоже растут деревья. Но только там все очень маленькое и называется ласково.
- У нас лес, а у гнома лесочек. У нас в лесу растет береза, а в лесочке у гнома растет березка. У нас дуб, а у гнома... И т.д.
7.Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед называет дерево во множественном числе, а ребенок - во множественном числе в уменьшительно-ласкательной форме. (Березы - березки. И т.д.)
8.Игра «4-й лишний».
Показать детям картинки с контурным изображением деревьев: 3 березки и 1 береза, 3 елки и 1 елочка и т.д. Предложить назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
9.Игра «Отгадай-ка».
Предложить детям найти картинку-отгадку и назвать дерево:
· Высока, стройна, красива, белоствольная она, сердцу русскому мила.
· Он прекрасен и могуч, достает до самых туч.
· Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
Итог занятия.
На дом: задание 15.
Занятие 16