Цели:
1. Закрепить названия частей дерева.
2. Учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными.
3. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинка «Деревья», мяч, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 14), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Попросить детей назвать части дерева во множественном числе. (Логопед называет часть дерева в единственном числе, ребенок — во множественном.)
2.Упражнение «Что забыл нарисовать художник?».
- Художник прислал рисунки деревьев. Все ли правильно он нарисовал? Чего не хватает? (Ствола, кроны, листьев и т.д.)
3.Упражнение «Сосчитай-ка».
Предложить детям сосчитать пни, деревья, ветки, листья, ели и т.п., выставляя картинки от одной до пяти. (Один пень, два пня, три пня, четыре пня, пять пней. Сколько всего? - Всего пять пней.)
Пересчет сначала хором, потом индивидуально.
|
|
4.Игра «Смотри внимательно. Отвечай старательно».
На наборном полотне карточки с цифрами 1, 2, 3,4, 5 расположены в ряд, под ними предметная картинка дерева (ветки, пня и т.д.).
- Смотрите внимательно, — указкой показать на цифру, а затем на предметную картинку.
- Отвечай старательно, — указкой показать на того ребенка, который должен ответить (или назвать его имя). Повторно показать цифру и предмет. Ребенок отвечает, например: 3 дерева. Затем другой ребенок и т.д. (2 дерева, 5 деревьев, одно дерево, 4 дерева.)
Затем поменять предметную картинку.
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, | Дети обмахивают руками лицо. |
Закачалось деревцо. | Поднимают руки вверх, наклоны туловища вправо-влево. |
Ветер дует тише, тише. | Обмахивают руками лицо медленно. |
Деревце растет все выше, выше. | Тянутся на носочках, руки вверху. |
Ветер сильный набежал | Энергичные наклоны туловища в стороны. |
И все листья оборвал. | Роняют руки вниз. |
6.Игра с мячом «Скажи со словом „мало" (много")».
Логопед называет часть дерева и бросает мяч ребенку. Ребенок называет эту часть дерева со словом «мало» («много») и возвращает мяч логопеду. (Дерево — много деревьев. И т.д.)
7.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь».
Предложить детям рассмотреть картинно-графические схемы, составить предложения по ним и вопросам:
- Сколько кустов увидел Витя, а сколько увидел Коля? (Витя увидел 2 куста, а Коля увидел 5 кустов.)
- Сколько листьев нашла Маша, а сколько нашла Таня? (Маша нашла один лист, а Таня нашла 5 листьев.)
И т.д.
8.Игра «Отгадай-ка».
Предложить детям дать полные ответы на вопросы-загадки:
· Чего на деревьях много летом (мало осенью, нет зимой)?
· Чего много у деревьев (кустов) под землёй спрятано?
· Много у елки, колючих и колких?
8.Итог занятия.
На дом: задание 14.