Тема: «Части дерева»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.
3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
4. Развивать внимание, память, мышление, правильное физиологическое дыхание.
Оборудование: предметные, сюжетные и разрезные картинки, картинка «Осень», мяч, игрушка или изображение гнома, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Построение в ряд (шеренгу).
2.Упражнение «Посмотри и назови».
Предложить детям назвать признаки осени по предъявленной картинке.
3.Упражнение «Выбери правильный ответ».
Показать сюжетные картинки «Парк», «Лес», «Сад».
- Что нарисовано на картинках?
- Деревья приносят вред или пользу? (Деревья приносят пользу.)
- Деревья делают воздух свежим или грязным?
- Деревья дают прохладу или жару?
- На деревьях растут овощи или фрукты?
- Из деревьев делают мебель или одежду?
- Деревья растут дома или в парке? Где еще растут деревья?
- Какую пользу приносят деревья?
4.Упражнение «Посмотри внимательно».
Рассмотреть предметные картинки и определить, какие части есть у каждого дерева (ствол, корни, ветки, листья (иголки), кора, крона).
5.Игра «Собери дерево».
У детей конверты с разрезными картинками из 3 частей: корни, ствол, крона. Надо сложить их так, чтобы получилось дерево. Каждый ребенок показывает и называет дерево и его части.
6.Игра с мячом «Один — несколько».
Логопед называет часть дерева в единственном числе, бросает мяч ребенку. Ребенок называет часть дерева во множественном числе и бросает мяч логопеду.
7.Физкультминутка (см. занятие 12).
8.Игра «У гнома».
- Гном — маленький сказочный человечек. Около его домика растет не дерево, а деревце. А еще растет не елка, а... (елочка), не куст, а... (кустик). Возле кустика от старого деревца остался не пень, а... (пенечек).
- Гном все около своего домика называет ласково, и вы назовите ласково:
Корень —..., ствол —..., ветка —..., лист —..., иголка —..., сук —..., шишка —...
9.Игра «Отгадай-ка».
· Летом они зеленые, осенью желтые и красные.
· Под землей у дерева их очень много.
· Она покрывает стволы деревьев.
· На них набухают почки и растут листья.
· Ее образуют листья и ветки.
10.Итог занятия.
На дом: задание 13.
Занятие 14