Тема: «Овощи - фрукты. Пересказ»

Цели:

1. Учить дифференцировать понятия «овощи» и «фрукты».

2. Учить пересказывать рассказы с опорой на картинно-графиче­ский план.

3. Закреплять навыки правильного речевого дыхания.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки «В саду», «В огороде», предметные кар­тинки, синяя и красная плоскостные корзинки, картинно-графи­ческие планы рассказов, обруч, муляжи овощей и фруктов, ведро и корзинка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Садится на место тот, кто назовет, угадает по двум-трем при­знакам овощ или фрукт (зеленый, овальный, хрустящий и т.д.).

2.Игра «Что в саду, что в огороде?».

На наборном полотне небольшие предметные картинки с изоб­ражением овощей и фруктов. Предложить детям разложить овощи и фрукты в красную и синюю корзины.

-Помидор — овощ. Он растет в огороде, на грядке. Я положу его в красную корзину.

-Груша - фрукт. Она растет в саду, на дереве. Я положу ее в синюю корзину.

И т.д.

3.Физкультминутка «Чья команда быстрее соберет урожай».

В обруче вперемешку лежат овощи и фрукты. Разделить детей на две команды. Предложить одной команде собрать овощи в ведро, а другой - собрать фрукты в корзинку. По сигналу логопеда дети выполняют задание.

4.Упражнение «Душистые овощи и фрукты».

Предложить детям, передавая ведро (корзинку) друг другу в коман­де, произнести фразу:

- Какие душистые овощи!

- Какие ароматные фрукты!

Логопед забирает ведро и корзинку и сам, а затем вместе с детьми произносит:

- Какие душистые и ароматные овощи и фрукты!

5.Пересказ рассказа «В саду».

Рассмотреть с детьми картинку «В саду», предложить им послу­шать рассказ и пересказать его по картинно-графическому плану.

6.Пересказ рассказа «В огороде».

Рассмотреть с детьми картинку «В огороде», предложить им послу­шать рассказ и пересказать его по картинно-графическому плану.

Тексты и картинно-графические планы см. в задании на дом 30.

7.Итог занятия.

На дом: задание 30.

Занятие 31

Тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Формировать понятие «перелетные птицы».

2. Уточнить и расширить словарь по теме.

3. Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные, контурные и силуэтные картин­ки с изображением перелетных птиц, игрушка или изображение Незнайки, сюжетные картинки, мяч, наборное полотно или маг­нитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Предложить детям назвать признаки осени и сесть на место.

2.Рассказ логопеда о перелетных птицах.

В начале осени многие птицы собираются в огромные стаи (кар­тинка).

Грачи разгуливают по полям, поедают насекомых и их личинки (картинка).

Скворцы летят вдали большой стаей, словно туча по небу движет­ся (картинка).

Ласточки тоже собираются в стаи и сидят на проводах близко- близко одна к другой (картинка). Над лесным болотом кружат не­большой стаей журавли (картинка). Прокурлыкали что-то, покру­жились и скрылись вдали.

Осенью с каждым днем становится все холоднее, замерзает земля, прячутся насекомые, птицам трудно добывать себе корм, поэтому они улетают в теплые края, на юг.

Вывод: эти птицы называются перелетными.

3.Упражнение «Покажи и назови».

Предложить детям показать и назвать знакомых перелетных птиц. Показать и уточнить названия птиц, которых дети не знают.

4.Игра «Незнайка-фотограф».

Предложить детям угадать, каких птиц сфотографировал Незнай­ка. (Каждая птица представлена в контурном и силуэтном изобра­жении.)

5.Упражнение «Составь пару и назови».

Попросить детей составить пару из силуэтного и контурного изоб­ражения ласточки (гуся, журавля, грача) и назвать во множествен­ном числе (ласточки, гуси, журавли, грачи).

6.Игра с мячом «Скажи во множественном числе».

Логопед называет птицу в единственном числе и бросает мяч ре­бенку. Ребенок называет птиц во множественном числе и возвраща­ет мяч логопеду.

7.Физкультминутка.

• Игра «Перелет птиц».

Предложить детям «превратиться» в перелетных птиц. На слово «день» птицы летают. На слово «ночь» отдыхают (садятся на кор­точки).

• Упражнение «Почистим перышки» (см. задание на дом 31).

8.Упражнение «Назови ласково».

Предложить сесть на место тому ребенку, кого логопед назовет ласково.

Затем попросить детей назвать ласково перелетных птиц по пред­метным картинкам (кукушка - кукушечка, утка - уточка, журавль - журавлик, грач - грачик) и образцу логопеда (журавль - журавушка, скворец - скворушка, лебедь - лебедушка, соловей - соловушка).

9.Прочитать детям стихотворение Е. Благининой и предложить назвать перелетных птиц, которые в нем упоминаются.

Скоро белые метели Лист качается узорный

Снег подымут от земли. В синей луже на воде.

Улетают, улетели, улетели Ходят грач с грачихой черной

журавли. В огороде по гряде.

Не слыхать кукушки в роще. Осыпаясь, пожелтели

И скворечник опустел. Солнца редкие лучи.

Аист крыльями полощет — Улетают, улетели, улетели

Улетает, улетел. и грачи.


10. Итог занятия.

На дом: задание 31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: