Этап I. Становление. Создание мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и возможностями основателей выбирается направление деятельности: сфера и вид обслуживания, предмет субпоставки, объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу.
Этап II. Зрелость. Коммутанты традиционного типа, определившись в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке. Обычно это исполнение индивидуальных заказов по приемлемым ценам, качественно и в срок. При этом коммутанты традиционного типа остаются в своих небольших размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии, вероятнее всего, на патиентную. Снижение глубины переработки – производственная политика крупных фирм: они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам – мелким коммутантам. Мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм. Коммутанты устанавливают существенно более низкие цены (в западной практике – в 1,5–2 раза, в российских условиях – еще ниже).
Этап III. Спад и ликвидация. Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически ведет к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка.
Контрольные вопросы
1. Опишите основные виды инновационных стратегий.
2. Представьте классификацию типов конкурентного поведения фирм.
3. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм-виолентов?
4. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-патиентов?
5. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-эксплерентов?
6. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-коммутантов?
Основные функции инновационного менеджмента
Планирование
Планирование – функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть проблемными, локальными или комплексными, стратегическими, тактическими или оперативными.
Особенностями планирования инновационной деятельности являются:
· большая неопределенность плановых ситуаций в связи с новизной инноваций, долговременным характером их разработки и внедрения, сложностью системы планирования по количеству участников, квалификации работников, масштабу работ и другим факторам;
· значительный риск вложения инвестиций;
· неподготовленность персонала, компонентов системы инновационного менеджмента и инфраструктуры к инновационной деятельности;
· постоянная смена объекта и предмета исследований;
· низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента;
· перспектива получения конкурентных преимуществ при положительном результате инновационной деятельности.
К основным задачам планирования инновационной деятельности относятся:
1) выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
3) формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
4) структуризация целей инновационной деятельности;
5) комплексное обеспечение выполнение планов;
6) формирование организационно-технических и социально-экономичес-ких мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
7) координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работы;
8) стимулирование выполнение планов.
К основным принципам планирования инновационной деятельности относятся следующие:
1) преемственность стратегического и текущего планов;
2) социальная ориентация планов;
3) ранжирование объектов планирования по их важности;
4) адекватность планов показателей;
5) согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;
6) вариантность плана;
7) сбалансированность плана;
8) экономическая обоснованность плана;
9) автоматизация системы планирования;
10) обеспечение обратной связи системы планирования.