Метод «точка безубыточности»

Известно, что успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж. Точка безубыточности как показатель характеризует объем продаж, при котором выручка от реализации совпадает с издержками. Издержки могут быть разделены на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производства (это затраты на аренду, освещение, повременная зарплата, содержание оборудования). Переменные издержки изменяются прямо пропорционально объему производства (к ним относятся сырье, материалы, сдельная зарплата). Для определения точки безубыточности необходимо учесть основные факторы:

– продажную цену единицы продукции;

– переменные издержки на единицу продукции;

– общие постоянные издержки на единицу продукции.

Точка безубыточности позволяет определить требуемый объем продаж, который обеспечивает получение прибыли, зависимость прибыли предприятия от изменения цены и долю каждого продукта в доле покрытия общих затрат. Точку безубыточности следует использовать при введении нового продукта, модернизации производственных мощностей либо изменении производственной или административной деятельности.

Точка безубыточности (ВЕР) определяется по формуле

где TFC – совокупные постоянные издержки; P – цена единицы продукции; VC – переменные издержки.

Рост объемов продаж неизбежно приводит к росту постоянных издержек. С увеличением объемов производства возрастет арендная плата (так как потребуются новые помещения), коммунальные платежи, затраты на обслуживание и ремонт оборудования. Если увеличивается размер компании, то она переходит на более высокую точку безубыточности. Если же предприятие работает стабильно (не сокращается и не расширяется), а точка безубыточности растет, следует задуматься, т. к. получение прибыли становится все более сложной задачей. Причиной такого положения компании, к примеру, может быть рост цен на материалы, электроэнергию, транспортные расходы. В то же время могут быть и внутренние причины, например необоснованное повышение заработной платы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что точка безубыточности – это та минимальная планка объема продаж, которую предприятию необходимо достичь как по каждому продукту, так и предприятию в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: