Тема:«Звук и буква К»
Цели:
1. Закрепить изученные звуки и буквы.
2. Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук из начала, конца и середины слова.
3. Формировать понятие «согласный звук».
4. Активизировать звук в слогах, словах, словосочетаниях.
5. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
6. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу.
7. Учить читать слова типа «ком», «мука».
8. Развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, буквы, изображения фей Фонетики и Графики, синий и красный кружочки (символы звуков), полоски красного и коричневого цветов, касса букв, схемы слов с обозначением позиции звука (см. задание на дом 110), счетные палочки, тетради логопедических заданий, ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Садится на место тот, кто скажет слово на изученный звук.
|
|
2.Упражнение «Гласные и согласные».
- Назовите гласные звуки. Почему их называют гласными? Каким символом их обозначаем?
- Произнесите их (выборочно) длительно, громко, тихо, коротко.
- Назовите согласные звуки. («М», «П», «Т».) Чем они отличаются от гласных? Каким символом их обозначаем?
3.Упражнение «Звук „К"».
- Фея Фонетика гуляла в лесу. Вдруг пошел дождь. Фея услышала, как стучат по листочкам капли дождя. «Кап-кап-кап», — стучали капли. Какой вы услышали первый звук в песенке дождя?
Уточнить артикуляцию звука «К» и предложить произнести его перед зеркалами.
Уточнить характеристику звука: согласный, твердый звук, обозначаем синим кружочком.
Выделить звук «К» среди других согласных (услышав звук «К», дети хлопают в ладоши).
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Предложить детям повторить слоговые ряды:
· Ка-ко-ку.
· Ак-ок-ук.
· Ка-ко-ку-кы.
· Ак-ок-ук-ык.
И т.д.
5.Игра «Звуковой поезд».
Предложить детям разложить предметные картинки (коза, кабан, курица, собака, мышка, утка, индюк, цыпленок, лисенок) по вагонам «поезда» (выставить схемы слов с обозначением позиции звука): в первый вагон — слова, которые начинаются со звука «К», во второй — слова со звуком «К» в середине слова, в третий — в конце слова.
6.Физкультминутка.
Дети выполняют движения по тексту:
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели тихо под кусток.
Травушку покушали, тишину послушали.
А теперь высоко прыгай на носках легко!
7.Игра «Волшебники».
- Я волшебником родился, не на шутку рассердился. Все цвета мне надоели кроме красного (коричневого). Раз, два, три! Все стало красным! (Коричневым!) Посмотри!
|
|
Перед «звуковым поездом» положить красную полоску и предложить детям назвать всех пассажиров поезда со словом «красный» («коричневый»).
Закончить игру словами:
- Я волшебником родился, ни на что не рассердился. Мне цвета не надоели, пусть все станет таким, как было.
8. Упражнение «Буква К».
- Фея Графика принесла нам в подарок букву К. В алфавите эта буква называется К (ка), но когда мы ее читаем, то произносим звук «К».
Предложить обвести букву К указательным пальцем ведущей руки, а затем выложить из счетных палочек.
9. Работа в тетради логопедических заданий.
Написать букву К на доске, объясняя последовательность и правильность написания. Затем вместе с детьми «написать» букву в воздухе ручкой, проговаривая последовательность действий: сверху вниз, слева направо.
Предложить детям написать три пары букв К, к в тетрадях.
10. Работа с кассой букв.
Рассмотреть предметные картинки (мак, ком, кок, мука) и предложить детям сделать звуковой анализ слов, выложить их в кассах букв. Затем прочитать и написать по одному слову в тетрадях логопедических заданий.
11. Итог занятия.
На дом: задание 112.