Тема:«Квартира»
Цели:
1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
2. Учить образовывать сложные слова типа «двухкомнатная».
3. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и простые распространенные предложения с однородными членами.
4. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, лото «Моя квартира», картинно-графическая схема квартиры (см. задание на дом 109), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Упражнение «Посмотри и назови».
Предложить детям показать и назвать части квартиры по схеме, а затем части каждого помещения квартиры.
- Что есть в каждой комнате? (Пол, стены, потолок, окно, дверь.)
- Чего нет в прихожей и в туалете?
3.Упражнение «Мастерская слов».
Определить с детьми количество комнат в квартире по схеме.
- В этой квартире 3 комнаты — трехкомнатная квартира.
- А как назвать квартиру, если в ней 1 (2,4, много) комната?
4.Упражнение «Почемучка».
- В этой квартире (показать схему) есть прихожая (детская комната, гостиная, спальня). Подумайте и скажите, почему она так называется. (Это прихожая, потому что сюда приходят с улицы. И т.д.)
5. Физкультминутка.
Рано утром по порядку Дружно сделаем зарядку: Раз, два, три, четыре - пошагаем по квартире, | Дети шагают. |
Раз-два, раз-два - достаем до потолка. | Тянутся вверх. |
А потом мы наклонялись, Пола пальцами касались. | Наклоны вниз. |
Раз, два, три, четыре - стены сделаем пошире, | Руки в стороны. |
А потом, а потом в ванную под душ пойдем. | Дети шагают. |
6. Игра «Моя квартира».
Предложить детям рассмотреть предметные картинки с изображением мебели (лото) и расставить их в соответствующие помещения квартиры.
- Что вы поставите в детскую комнату? (В детскую комнату я поставлю столик, стульчик, кроватку, шкафчик.) И т.д.
7. Итог занятия.
На дом: задание 109.
Занятие 110
Тема:«Звук и буква Т (продолжение)»
Цели:
1. Закрепить изученные звуки и их обозначения.
2. Учить выделять звук «Т» в начале, середине и конце слова.
3. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу.
4. Учить читать прямые слоги и слова типа «там».
5. Развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.
Оборудование: предметные картинки, красные и синие кружочки (символы звуков), кассы букв, буквы, ручки, тетрадь логопедических заданий, схемы слов с обозначением позиции звука (см. задание на дом 110), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям прочитать изученные буквы.
2. Упражнение «Гласные и согласные».
- Назовите гласные звуки. Почему их называют гласными? Каким символом их обозначаем?
- Произнесите их (выборочно) длительно, громко, тихо, коротко.
- Назовите согласные звуки. («М», «П», «Т».) Чем они отличаются от гласных? Каким символом их обозначаем?
3. Упражнение «Звук,,Т'».
- Расскажите, какой звук «Т»?
- Повторите цепочку слов и найдите соответствующие картинки.
· Тапки — туфли — тарелка.
· Мост — кот — бант — бинт.
· Нитки — вата — банты.
Выложить на доске схемы с позициями звука в начале, конце и середине слова. Задать детям вопросы и предложить прикрепить картинки под соответствующими схемами:
- Где слышится звук «Т» в слове «тапки» («туфли», «тарелка»)?
- Где слышится звук «Т» в слове «мост» («кот», «бант», «бинт»)?
- Где слышится звук «Т» в слове «нитки» («вата», «банты»)?
4. Упражнение «Повтори чистоговорку».
- Та-та-та — миска есть у кота.
- Ту-ту-ту — молока дадим коту.
- Ты-ты-ты - бывают вредными коты.
- То-то-то — скисло молоко, не то.
5. Физкультминутка. Проговаривание слогов с движением.
Ту | Дети вытягивают руки вперед. |
То | Делают руками круг. |
Та | Руки вверх и чуть в стороны. |
Тэ | Руки к плечам. |
Ты | Сжимают пальцы в кулаки на уровне лица. |
6.Игра «Живые звуки».
Логопед вызывает двух детей и каждому на ушко говорит его звук («Т», «А»). Дети произносят последовательно свой звук по сигналу логопеда.
- Что получилось? («ТА».)
Логопед приглашает третьего ребенка, ставит его в конце ряда, просит произнести звук «М».
- Что получилось? («ТАМ».)
Аналогично разобрать слово «тут».
Составляя слово «это», предложить третьему ребенку встать в начале ряда.
7.Работа с кассами букв.
Предложить детям выложить слова «там», «тут», «это» в кассах букв и прочитать их.
8.Работа в тетради логопедических заданий.
Предложить детям написать по одному слогу и слову на каждой строчке.
Объяснить и показать написание на доске.
9.Итог занятия.
На дом: задание 110.