Во второй половине XX–начале XXI вв

В период «оттепели» 1955-1965-х гг. осуществлялись отдельные мероприятия, направленных на защиту прав человека и гражданина в суде, во время осуществления уголовного процесса. Однако Основы уголовного судопроизводства СССР 1958 г., подготовленные в условиях агонии советского тоталитаризма по своему содержанию отражала принципы уголовно-процессуального права предшествующего времени. Предварительное расследование сосредотачивалось в руках полновластного следователя. Он же производил дознание. Процессуальная активность потерпевшего и других участников процесса в известной мере сдерживалась законодателем и во многом зависела от усмотрения лица, производящего расследование. Защитник на этой стадии обладал ограниченными возможностями, презумпция невиновности обвиняемого была отвергнута законодателем при обсуждении проекта Основ уголовного судопроизводства.

В 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовно-процессуальный кодекс. В нем были сформулированы принципы организации уголовного процесса: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом; коллегиальность рассмотрения дел в суде; независимость судей; гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемому права на защиту. Следователи прокуратуры получили право давать обязательные указания органам дознания. Защита обрела право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, а по отдельным категориям дел – с момента предъявления обвинения.

Существенные изменения были внесены в определение порядка уголовного судопроизводства на различных его стадиях. Законом устанавливалось, что дознание и предварительное следствие – это две формы предварительного расследования. Основной и главной его формой является предварительное следствие.

Расширялся круг субъектов дознания. Кроме командиров воинских частей по делам, отнесенным к их компетенции, и органов государственного пожарного надзора, функциями дознания были наделены начальники исправительно-трудовых учреждений, органы пограничной охраны, капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей, а также органы государственной безопасности по делам, относящимся к их компетенции.

По УПК деятельность органов дознания различалась по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 119) и по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 120). Первую категорию составляли уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. По ним органы дознания проводили неотложные действия в срок не более десяти суток, затем материалы уголовного дела передавались по подследственности в органы предварительного следствия. Такое дознание называлось «сокращенным», «усеченным» или «в неполном объеме». Ко второй категории относились уголовные дела по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. Предварительное следствие по ним осуществлялось в срок один месяц. В исключительных случаях этот срок мог быть продлен в установленном законом порядке. Это дознание получило наименование «дознание в полном объеме». Наряду с этим законодатель возложил на органы дознания производство необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших (ст. 118).

Демократизации общественно-политической жизни страны поставила остро вопрос об обеспечении прав личности в уголовном процессе. По Кодексу 1960 г., потерпевший при производстве дознания по уголовным делам, предварительное следствие по которым необязательно, не получил права ознакомления с материалами уже законченного расследования (ст. 120). Почти по всем уголовным делам, рассматриваемыми судами, потерпевший не мог участвовать в судебных прениях, поддерживать обвинение (ст. 295.). Подозреваемый в совершении преступления и привлеченный в качестве обвиняемого гражданин по закону был слабо защищен от ложных обвинений и незаконных действий недобросовестного следователя.

До 1980-х гг. уголовно-процессуальное законодательство оставалось в своей основе неизменным, хотя в него вносились многочисленные коррективы и различные уточнения (около 500). В УПК РСФСР появилось существенное добавление, предусматривающее упрощенную протокольную форму досудебной подготовки материалов по небольшому кругу малозначительных дел. Она была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» Протокольная форма осуществлялась без возбуждения уголовного дела и производства расследования, но, вместе с тем, носила процессуальный характер.

Определенные основы дальнейшей гуманизации уголовного судопроизводства были заложены в Конституции СССР 1977 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 августа 1983 г. УПК РСФСР был дополнен рядом новых положений, призванных усилить правовые гарантии личности в уголовном процессе. Так впервые законодатель в круг задач уголовного процесса включил наряду с охраной интересов общества и государства охрану прав и свобод личности (ст. 2). Предложение допустить на предварительное следствие адвоката по всем делам с момента задержания, ареста подозреваемого или первого допроса обвиняемого в законодательстве было закреплено в 1989 г.

Вносились в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и существенные дополнения и уточнения, развивающие демократический порядок судопроизводства (ст.ст. 13, 14, 17, 18), регулирующие процессуальное положение обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса (ст.ст. 19, 20, 53, 250). Однако потерпевший, как и прежде, не участвовал почти по всем делам в судебных прениях (ст. 259) и допрашивался по правилам, установленным для допроса свидетелей. Причем, эти правила не предусматривали так называемого «свидетельского иммунитета» (ст. 287) вплоть до 1991 г.

Значительно повлияла на процесс демократизации уголовно-процессуального законодательства принятая Верховным Советом России 22 ноября 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 7-9, 32-40).

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. начинается новый этап в развитии уголовного процесса в России. Вместе с нормами, определяющими коренные преобразования организации общества, существенные изменения правовой системы государства, в Конституции был закреплен ряд положений, относящихся к сфере российского уголовного процесса. Это конституционные установления, расширяющие и обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина, повышающие роль суда в решении вопросов, связанных с их нарушением, более точно определяющие презумпцию невиновности, исключающие использование в уголовном судопроизводстве доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства и др. нашли отражение в принятым 22 ноября 2001 г. новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу с 1 июля 2002 г.

УПК РФ 2002 г. закрепил такие принципы современного уголовного процесса как: принцип законности (ст. 7); принцип публичности (ст. 21); принцип осуществления правосудия только судом (ст. 8); принцип коллегиальности и единоличного рассмотрения уголовных дел (ст. 30); принцип обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 8, 42, 44, 47, 49, 54); принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 9); принцип неприкосновенности личности (ст. 10); принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе (ст. 11); принцип неприкосновенности жилища (ст. 12); принцип неприкосновенности частной жизни и соблюдения тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений (ст. 13); принцип презумпции невиновности (ст. 14); принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции; ст. 15 УПК); принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту (ст. 45 Конституции; ст. 16); принцип свободы оценки доказательств (ст. 17); принцип гласности судебного разбирательства уголовных дел (ст. 241); принцип языка, устанавливающий общеобязательное требование о соблюдении национального равноправия участников уголовного процесса на использование ими родного языка (ст. 18); принцип права на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19).

Федеральный закон от 20.08.2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» установил систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки данных лиц, а также определил основания и порядок их применения.

Таким образом, во второй половине XX–начале XXI вв. происходит отказ от чрезвычайных судебных органов и чрезвычайного процесса, устанавливается принцип законности, четко регламентируются права и обязанности участников уголовного процесса. Определяются границы дознания и следствия, расширяется круг должностных лиц имевших право проведения дознания. Усиливается роль адвокатуры в уголовном процессе. Гуманистические тенденции отразились и в современном уголовно-процессуальном праве России.

Вопросы для закрепления материала лекции: Какие изменения в уголовный процесс были внесены Уставом уголовного судопроизводства 1864 г.? Какие дела были изъяты у суда присяжных в 1886 г.? Какой порядок пересмора приговоров местных судов отменил, а какой утвердил декрет СНК от 24 ноября 1917 г. (Декрет о суде № 1)? Как разграничивались понятия «предварительное следствие» и «дознание» в уголовно-процессуальном законодательстве РСФСР 1918 г.? Как изменилось соотношение дознания и предварительного следствия и как изменилось положение органов их проводивших по положению ВЦИК и СНК РСФСР от 20 октября 1920 г. «Об изменениях Уголовно-процессуального кодекса РСФСР»? Каким образом изменились процессуальные сроки по постановлению ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» от 1 декабря 1934 г.? Как повлияли нормы Основ уголовного судопроизводства СССР 1958 г. на процессуальную активность потерпевшего и других участников процесса? Какие новации в отношении защиты подозреваемого в совершении преступления были внесены в УПК РСФСР 1960 г.? Какие принципы современного уголовного процесса закрепили Конституция РФ 1993 г. и УПК РФ 2002 г.? Каковы основные тенденции совершенствования уголовно-процессуального права в Российской Федерации?

Тема 17. Право на достойную жизнь граждан России

Отрасли права, регулирующие обеспечение социальных прав граждан России. Их место в системе российского прав, предмет и метод. Истоки правового регулирования общественных отношений в сфере социальных прав человека. Первые нормативные правовые акты, регулирующие определенный спектр социальных отношений.

Правовое регулирование делами общественного призрения в Российской империи. Изменение законодательства в данной сфере в результате земской (1864 г.) и городской (1870 г.). Особенности правового регулирования прав социального обеспечения в годы Великой российской революции 1905-1922 гг. Внедрение советским законодательством в дело социального обеспечения принципа целесообразности и приоритета государственных интересов. Формирование в конце 1980-х гг. самостоятельной отрасли права - право социального обеспечения. Модернизация отрасли на основе Конституции РФ 1993 г.

Регулирование жилищных отношений в Российской империи в рамках гражданского права. Классовый характер первых нормативных правовых актов Советской власти, в сфере жилищных отношений. Государственное обеспечение жильем доминирующий принцип советского жилищного законодательства. Первое конституционное закрепление право граждан СССР на жилище (1977 г.). Становление самостоятельно отрасли жилищного права. Жилищный кодекс РСФСР 1983 г. Закрепление основных направлений развития жилищного законодательства в Конституции РФ 1993 г. и жилищном кодексе 2004 г.

Особенности регулирования медицинских правоотношений в Российской империи. Земская медицина. Государственный характер советского здравоохранения. Формирование комплексной самостоятельной отрасли медицинского права. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.). Платные медицинские услуги. Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (2010 г.) и перспективы совершенствования медицинского права в России.

Формирование правового регулирования природоохранной деятельности в Российской империи. Становление советской системы природопользования. Правовая регламентация отраслевых и региональных аспектов охраны природы. Природно-ресурсное законодательство в РСФСР 1970- 1982 гг. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Конституционные основы становления и развития современного экологического права в Российской Федерации. Закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) и основные направления развития экологического права в России.

Правовое регулирование государственного и частного образования в Российской империи. Демократизация образовательной системы в годы Великой Российской революции 1905-1922 гг. Особенности становления и развития советской системы образования. «Декларация об основных принципах единой трудовой школы» (1918 г.). Монополизация советским государством сферы образования. Демократизация образования в конце 1980-1990-х гг. Частные школы и вузы. Формирование образовательного права. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) и последующие нормативные правовые акты. Перспективы развития образовательного права в России.

Эволюция мер уголовного характера за обман потребителей. Развитие гражданско-правовой ответственности за нарушение в сфере потребительского права. Административно-правовой характер санкций по защите потребительских прав. Появление на рубеже XX-XXI вв. новых, ранее незакрепленных прав потребителей: на просвещение в области защиты прав потребителей, на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и т.д. Основные направления совершенствования потребительского права в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: