Начала XIX в

В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических прав.

В России в это время существовало крепостное право, которое препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оцени­вали крепостное право как архаизм, как причину отстава­ния России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непос­ледовательный и двойственный характер. С одной сто­роны, Павел I отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу.

Такое положение дел приводило к росту социальной на­пряженности в России.

Русский историк В.О. Ключевский так оценивал рус­ское общество того времени: «Дворяне страшились кресть­ян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а прави­тельство боялось обоих».

В этот период в России сформировались два направле­ния политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Спе­ранский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин).


16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 253

16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — рус­ский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.

Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложе­нием проведения реформ государственного строя империи и крепостного права.

Биография. Родился в деревне Черкутино Владимир­ской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро- Суздальской духовной семинарии был назван Сперанским (лат. «speranto» — надежда) и на­правлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя. С 1797 г. — на государственной службе. Возглавлял департамент ми­нистерства внутренних дел. С 1807 г. — статс-секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императора составил план государственных преобразований — «Введение к Уло­жению государственных законов». В 1812 г. Сперанский был смещен с поста секретаря Государственного совета и выслан в Нижний Новгород, затем — в Пермь. Был пензен­ским губернатором, генерал-губернатором Сибири. Воз­вращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государствен­ного совета, а также членом Верховного уголовного суда над декабристами. В 1826 г. возглавил II отделение импе­раторской канцелярии. Занимался систематизацией рос­сийского законодательства, руководил изданием «Свода законов» и «Полного собрания законов Российской импе­рии».

Логическое основание политике -правового учения. Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либера­лизма (Бентам) нашли свое отражение в политико-право­вых взглядах Сперанского.

Основная работа: «Введение к уложению государ­ственных законов» (1809).

Содержание политико-правового учения. М.М. Спе­ранский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли





254 Глава 16. Политико -п равовая мысль в Рос сии...

выражение в его проектах государственных преобразова­ний, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал зак­репленную законом возможность: «участия всех государ­ственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».

Политическая свобода должна быть ограничена цензами: S имущественным, т.е. должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, а не «народу рабочему», слугам, ремесленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной де­ятельности;

S культурным.

Противоположностью политической свободы выступает политическое рабство, когда воля одного лица является за­коном для всех.

Под гражданской свободой Сперанский понимал воз­можность обладать личными и имущественными правами: S собственности; ■S заключения договоров;

S на уплату налогов, установленных только согласно за­кону;

S подвергнуться уголовному наказанию только по ре­шению суда.

Все эти права должны быть закреплены законом. Так, Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры куп­ли-продажи, писал следующее: «Но какую достоверность имело бы сие право, если бы закон политический не опре­делил вообще, что всякая собственность есть неприкосно­венна...».

Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политичес­кая: «Никакая свобода не может родить в государстве сво­боды гражданской, не установив свободы политической».

В России того времени, по мнению Сперанского, не было политической свободы, а свобода гражданская носила ограниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов самодержца и рабов землевладельцев. Первые назы­ваются свободными только по отношению ко вторым. В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов».


16.1. Полити ко-правовые проекты М.М. Сперанского 255

Будущее российское общество представлялось Сперан­скому сословным.

Первое сословие составят дворяне, которые будут обла­дать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владеть населенными не­движимыми имениями с возложением на них обязанности законно управлять ими.

Второе сословие составят люди среднего достатка, кото­рые будут иметь гражданские свободы, а их политические свободы будут ограничены имущественным цензом.

Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие бу­дет иметь только гражданские свободы.

Программа государственных преобразований М.М. Спе­ранского включала проведение следующих реформ:

• крепостного права;

• государственного правления;

• законодательства.

Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно. ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, опреде­лив размер крестьянских повинностей и разрешив кресть­янам приобретать недвижимость в собственность. Затем нужно вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка... возвратится крестьянам и древнее право свободного пере­хода от одного помещика к другому...».

Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку «участь крестьянина, отправляющего повинность по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно вы­годнее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных Штатах».

Реформа государственного правления. Анализируя поли­тическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность, согласно которой все государства в своем развитии проходят три ступени:

первая ступень — феодальная раздробленность госу­дарств Запада;

вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу­дарств Запада;

третья ступень — конституционное правление.

Сперанский утверждал, что первым государством, кото­рое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее


256 Гла ва 16. Пол итик о-право ва я мысль в Р оссии...

на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государ­ствам, находящимся на второй ступени политического раз­вития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам октроирует (подарит) Конституцию народу.

Сперанский предлагал построить новое здание российс­кой монархии «на столпах разума и законов». Основой по­строения такой монархии для Сперанского могла быть только теория разделения властей: «Нельзя основать прав­ление на законе, если одна державная власть будет и со­ставлять закон, и исполнять его. Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, ис­полнительную и судебную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах».

Разделение законодательной, исполнительной и судеб­ных властей Сперанский предлагал провести на четырех уровнях:

1)волости;

2) округа;

3) губернии;

4) империи.

Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполни­тельной власти — Правительствующий сенат, высшим ор­ганом судебной власти — Судебный сенат.

Государственная дума должна принимать законы. Одна­ко за императором сохранялись огромные полномочия в законодательном процессе. Император мог наложить абсо­лютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв. Выборы депутатов в Государственную думу предполага­лось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а депутаты губерн­ской думы — депутатов в Государственную думу.

Кроме этого при императоре должен быть создан Госу­дарственный совет, назначение которого — соединить выс­шую законодательную, исполнительную и судебную власти. Члены Государственного совета назначались бы императо­ром. Этот орган призван предварительно рассматривать за­конопроекты, которые затем поступали бы к императору, а затем уже передавались бы на обсуждение в Государствен­ную думу.


16.2. Политические и правовые взгляды дек абр истов 257

Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.

Реформа законодательства была проведена при непос­редственном участии Сперанского. Он возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской им­перии», в которое вошли расположенные в хронологическом порядке законодательные акты, начиная с Соборного уложе­ния 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуществлена официальная ин­корпорация законодательных актов. Затем с участием Спе­ранского был подготовлен 15-томный «Свод законов Рос­сийской империи», в который вошло все действующее законодательство. Сперанский сообщал: «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он ни есть ни до­полнение их, ни толкование».

М.М. Сперанский вошел в историю русской политиче­ской и правовой мысли как автор проектов по реформиро­ванию самодержавия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления госу­дарства позволила бы обеспечить политические и граждан­ские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать высший законодательный орган в Рос­сии — Государственную думу, однако она появилась в Рос­сии только в 1905 г. В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов

Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабриста­ми. С этого момента начинается освободительное движе­ние в России.

Декабристы — офицеры, участники Отечественной вой­ны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступ­ление против самодержавно-крепостнического строя. Они

9 М. Н. Марченко


                                         
   
 
     
   
 
     
 
 
       
 
     
 
 
     
 
       
     
 
 
 

16.2. Полити ческие и пра вовые взгляды дек абристов 259 Средства достижения целей. Члены тайных обществ ра­зочаровались в результатах народных революций. Так, Фран­цузская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась яко­бинской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. Они делали ставку на дворян­скую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г. Таблица 13 Различия в программах «Северного» и «Южного» обществ

«Северное общество» (П.М. Муравьев)

«Южное общество» (П.И. Пестель)

Название программного документа

«Русская Правда»

Методология

Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей

Земельный вопрос

действовали на основе разработанных программ переуст­ройства России. Эти программы готовились в недрах тай­ных обществ. Первое тайное общество — «Союз спасе­ния» — было создано в 1816 г. Затем, в 1818 г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После саморос­пуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли «Север­ное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравь­ев, и «Южное общество», которое возглавил НИ. Пестель. (Различия в программах «Северного» и «Южного» об­ществ представлены в табл. 13.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: