Остин Джон (1790-1859) — английский юрист, в трудах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение понятий позитивного права и морали.
Эпоха. Стремительное увеличение количества изданных в Англии в первой половине XIX в. законов привело к изменению представлений о самом праве. Взгляд на право как на средоточие традиций вытесняется взглядом на право как на совокупность законов. Право все более представляется инструментом политики государства и выступает как политическое требование. Этим изменениям соответствует и стремление ряда правоведов сделать юриспруденцию «точной наукой».
Биография. Остин приступил к изучению права, когда за его плечами уже были пять лет службы в британской армии. Некоторое время занимался адвокатской практикой в судах лорда-канцлера. Читал курс правовых учений в Университетском колледже в Лондоне. В Германии Остин изучал римское право и труды германских правоведов по гражданскому праву, их идеи систематизации права произвели на него глубокое впечатление. Благодаря близкой дружбе с Иеремией Бентамом, Джеймсом Стюартом Мил-лем и Джоном Стюартом Миллем увлекся идеей проведения правовой реформы в Англии. В 1833 г. Остин был введен в состав комиссии по реформе уголовного права, подготовил два доклада, но, не встретив поддержки своим идеям, ушел в отставку. В 1836 г. его назначили комиссаром по делам Мальты, и с тех пор Остин жил за рубежом, преимущественно в Париже, пока в 1848 г. он с семьей не. поселился в графстве Сюррей на юго-западе Англии, где и прожил до конца жизни.
|
|
Логическое основание политико-правового учения. Джон Остин испытал на себе влияние политических идей Томаса Гоббса (суверен — лицо, не ограниченное никакими законами); правовой теории и философии утилитаризма Иеримии Бентама (право — повеление суверена).
Основная работа: «Определение области юриспруденции» (1832).
Содержание политико-правового учения. Остин разграничивает этику, которая имеет дело с моральными категориями, науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию.
Юриспруденция изучает право, которое «является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».
Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство, либо с категориями, которые связаны с ним аналогией, то есть, с категориями, которые могут обозначаться надлежащим или ненадлежащим образом широким и расплывчатым выражением: "право"».
|
|
Остин считал, что право, являющееся предметом юриспруденции, — это право, «устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного». Такое право Остин называет «позитивным правом»: «позитивное право» (positive law)... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)».
Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном; «для члена или членов независимого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».
Суверен для Остина — это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.
Однако оккупационную власть нельзя признать сувереном, а ее распоряжения — позитивным правом, поскольку привычка к подчинению складывается не сразу.
Суверен как верховный правитель:
S «свободен от правовых ограничений», т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками;
S связан «законами Бога» и нормами морали.
Источники позитивного права различаются по способу выражения в них приказов суверена.
Приказы суверена могут быть выражены:
1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы госу
дарства;
2) косвенно, и это суть — решения судей, обычаи, мне
ния ученых и практика частных юристов.
Решения судей, обычаи, мнения ученых и практику частных юристов Остин рассматривает как части позитивного права, так как они действуют с молчаливого согласия суверена.
В отличие от своего учителя Бентама Остин признавал решения судей частью позитивного права. Потребность в судебном правотворчестве он обосновывал следующим образом: «Я не могу понять, как можно предполагать, что обществ© й состоянии идти вперед в условиях, когда судьи не занимаются правотворчеством, или что есть вообще какая бы то ни было опасность в том, чтобы позволить им иметь ту власть, которую они фактически осуществляют для восполнения нерадивости или неспособности открыто признанного законодателя».
Для совершенствования законодательства Остин предлагал провести кодификацию права.
Остин и другие представители школы юридического позитивизма (К. Бергбом, Г.Ф. Шершеневич и др.) акцентировали значимость связи права прежде всего с государством. Поэтому школа юридического позитивизма стала теоретической альтернативой школе естественного права, делающей акцент на связи права с разумностью и справедливостью, и исторической школе права, акцентирующей связь права с «народным духом».
Остин признан классическим представителем школы юридического позитивизма. Он оказал большое влияние на английскую и мировую юриспруденцию.