Весеннее пастбище в пойме реки. Пастух Игнатий лежит на траве, неподалеку пасется корова Тома.
И г н а т и й. Весна... хорошо! Все твари радуются - а ты, Тома, довольна?
Т о м а. О, довольна - это не то слово. Особенно мой желудок счастлив - сычуг и книжка.
И г н а т и й. А шкура - нет? А вот у меня наоборот - я весь на солнышке разомлел.
Т о м а. Свежая травка после сена - это что-то отдельное! А я животное - от слова "живот".
И г н а т и й. А я - человек... Однако ты даешь молоко... и мясо.
Т о м а. (иронически) Полегче, хозяин. А то наступлю копытом - сам начнешь молоко давать с горя.
И г н а т и й. Извини, пошутил неудачно. Смотри, какое облако красивое плывет вон там, за речкой.
Т о м а. Облака все красивые. Только не грозовая туча.
И г н а т и й. Что, боишься? А чего больше - грома или молнии?
Т о м а. Молнии. Умная я, образованная - не то, что некоторые.
И г н а т и й. Ну, недоучка я, что ж тут сделаешь. С математикой у меня нелады вышли, и с химией.
Т о м а. Зато здесь тебе хорошо, а? Со мной поболтаешь, на речку посмотришь, на солнышке погреешься...
|
|
И г н а т и й. Да, это есть... Еще бы пива или квасу, на худой конец.
Т о м а. Может, тебе бы еще и молочка? Для пущего удовлетворения потребностей?
И г н а т и й. Да оно бы хорошо. (мечтательно) С хлебушком свежим.
Т о м а. Вот, думай, Игнатий, мозгами. Откуда у коровы молоко бывает?
И г н а т и й. Из вымени, известное дело. Откуда же еще?
Т о м а. Дурак, не о том речь. Правым полушарием шевели.
И г н а т и й. А... догадываюсь. На быка -с намекаем-с?
Т о м а. Какой ты грубый... Я же к тебе в штаны не лезу?
И г н а т и й. Да, весна, весна... Будет тебе Гелиос, лучший из лучших, супербычина!
Т о м а. Ах!.. Ну, смотри мне, Игнатий, сам сказал, я тебя за твой длинный язык не тянула!
К о н е ц
Упражнение 21. Придумайте по две сценки на следующие темы и на одну тему по своему выбору. Действующие лица должны использовать указанные формулы.
1. Молодожены Вольдемар и Анастасия обсуждают планы на ближайшее воскресенье: Вольдемар хотел бы сходить с женой в зоопарк, Анастасия же предпочитает театр или тусовку у знакомых.
а) Вольдемар - "холистический подъем", Анастасия - лок;
б) Вольдемар - "холистический спуск", Анастасия - "холистический подъем".
2. Студентка-филолог первокурсница Агния завтракает со своим отцом, рассказывая ему про институтских преподавателей и студентов; отец комментирует ее рассказ и задает заинтересованные вопросы.
а) Агния - "холистический спуск", отец - глоб;
б) Агния - лок; отец - "холистический подъем".
Глава 5
МОДАЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ "ЛЯГУШКА", "РЫБКА" и "КОНТРАПУНКТ"
В этой главе мы рассмотрим чуть более сложные модальные формулы, которые, однако, оказываются весьма удобными, если к ним привыкнуть. С другой стороны, они являются очень полезным коммуникативным приемом, позволяющим человеку выразить свою мысль (чувство, указание) выразительно и доходчиво, а если потребуется, то, наоборот, деликатно и тактично.
|
|
Формулы "лягушка" и "рыбка".
Пусть М1 и М2 - родственные модальности, причем М2 - более высокая, чем М1 (и следующая за М1 по высоте). Тогда формулы "лягушка" и "рыбка" определяют длинные трансляции, состоящие из трех частей, чьи модальности (в пределах данной универсальной семьи) таковы:
Модальная формула " лягушка ": М1 - М2 - М1.
Модальная формула " рыбка ": М2 - М1 - М2.
При этом уточняющее название конкретная "лягушка" и "рыбка" получают от имени универсальной семьи (если она состоит из двух модальностей) или от имени модальности первой своей части (в случае "лягушки" это М1, в случае "рыбки" - М2).
В чем смысл этих формул? Слишком настойчивое использование одной и той же модальности в пределах длинной трансляции приводит к понижению ее выразительности и утомлению партнера, поэтому модальности ее частей лучше чередовать. Но если при этом у протагониста есть цель акцентировать данную модальность, то он может использовать ее в начале и в конце, а в середине поставить родственную. Однако если модальность средней части длинной трансляции выше или ниже модальности ее начала и конца, создаются совсем разные эффекты (в случае "лягушки" протагонист как бы взбирается на холм и затем спускается обратно, в случае "рыбки" - опускается в низину и затем поднимается из нее). Общим между "рыбкой" и лягушкой" является то, что средняя модальность трансляции является как бы фоновой, неявной - но обычно существенно влияет на партнера, хотя бы и подсознательно. Интегральная же модальность трансляции типа "рыбка" или "лягушка" как правило, определяется модальностью ее начала и конца (то есть у "лягушки" это М1, у "рыбки" - М2).
Семантичесие "рыбки" и "лягушки"
Напомним, что самой высокой из семантических модальностей является фоновая, за ней следует когнитивная, а самой низкой является стилистическая. Рассмотрим теперь конкретные семантический модальные формулы.
"Фоновая рыбка": фон - ког - фон.
Эта формула удобна в случае, когда протагонист, подготавливая ситуацию, стремится сделать свою подготовку конкретной - но при этом не хочет пока что брать быка за рога. Это в своем роде разведка боем - но не начало фактической атаки. Примеры:
- Мне приятно вас видеть, Елпидифор. (фон) У меня как раз сломался магнитофон. (ког) Так хорошо, когда старые друзья видятся иногда! (фон)
- У меня все отлично. (фон) Вот автомобиль себе новый купил, "Вольво". (ког) Жизнь в социальной среде накладывает на человека определенные рамки. (фон)
- Мне плохо понятна логика молодежи. (фон) Зачем тебе малиновая юбка с разрезом до пояса? (ког) Молодость - это прекрасно, но необходимо всегда контролировать сексуальную энергию, иначе окружающие могут неправильно понять и отреагировать. (фон)
Упражнение 1. Продолжите следующие фоновые фразы и пять фоновых фраз по своему выбору, воспользовавшись формулой "фоновая рыбка". Контекст в случае необходимости определите сами.
1. - Мать у тебя одна, Виля.
2. - Шустрик, кто из нас хозяин?
3. - Анастасия, у тебя есть муж.
4. - Хорошо весной на пастбище!
5. - Удача приходит к тому, кто умеет в ней не отчаиваться.
Ответ.
1. - Мать у тебя одна, Виля. (фон) Вытри нос и не огорчай меня. (ког) Послушание - залог хороших манер. (фон)
2. - Шустрик, кто из нас хозяин? Прекрати гавкать на всю улицу. Кошки - явление природы, и ним надо считаться.
|
|
3. - Анастасия, у тебя есть муж. Голодный муж. Я предполагал в юности, что основная обязанность жены - кормить своего мужа.
4. - Хорошо весной на пастбище! Тома, прекрати думать неизвестно о чем - лучше пасись на здоровье. Задача коровы - хорошо питаться и давать молоко.
5. - Удача приходит к тому, кто умеет в ней не отчаиваться. Не ковыряй в носу, а садись за уроки, Паисий. Лень еще никого до добра не довела, между прочим.
"Когнитивная рыбка": ког - стил - ког.
Эта формула удобна для повышения выразительности своей мысли, указания, претензии и т. д. - без потери, однако, основного их смысла. Эта же формула позволяет элегантно повернуть тему трансляции, ее ловко усилить и модифицировать:
Примеры:
- Прошу тебя, Август, не сердись на меня, глупую. (ког) (умоляюще) Ну пожалуйста! (целует в щеку) (стил) Ну извини - в последний раз я тебя обманула, больше не буду тайком ром из конфет выпивать. (ког)
- Я не смогу поехать с тобой, Аввакум. (ког) (в отчаянии) Никак, понимаешь - никак! (стил) У меня жена скоро рожает. (ког)
Упражнение 2. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "когнитивная рыбка".
1. - Почему окно настежь, Анастасия? Холодно...
2. - Что же, по-вашему, кормящая мать обязательно лишена интереса к молодым мужчинам?
3. - Ты меня презираешь, Онисим, да?
4. - Где тут ближайшее увеселительное заведение, сударь?
5. - Ярмарка невест мне не понадобится, мамочка, уверяю тебя!
Ответ.
1. - Ну, котлеты я жарила, не углядела. (ког) (в отчаянии) Сгорели дотла! (стил) Вот и проветриваю уже второй час безрезультатно. (ког)
2. - Ну, в основном должна быть равнодушна: ее задача - воспитание младенца. (ког) Вяа... Вяа... (показывает руками убаюкивание младенца) (стил) Когда утром глаза от бессонницы слипаются - тут уж не до кавалеров! (ког)
3. - Я тебя не презираю, Фаина, а ставлю на свойственное тебе от природы место. (ког) (грозно) СВОЙСТВЕННОЕ! ОТ ПРИРОДЫ! (стил) (спокойно) Так что иди сюда и не разговаривай лишнего. (ког)
4. - Через два дома будет бар "Сельдерей", с боулингом, там можно оторваться. (ког) (восторженно) Класс! (стил) (спокойно) И работает всю ночь. (ког)
|
|
5. - Да, ты барышня видная. (ког) Но такая самоуверенная - ужас! Кошмар! (закрывает лицо руками). (стил) (успокаиваясь) Поэтому не отвергай материны советы, в частности, сходи со мной на день рождения к дяде Аввакуму. (ког)
"Когнитивная лягушка": ког - фон - ког.
Эта формула удобна для придания своей мысли широты, или для обоснования своего приказа, указания, мнения, а также для ловкого поворота темы:
- Ну хорошо, пусть я - некачественный любовник. (ког) Но ведь любовь - это такая обширная тема! (фон) Я еще многому могу научиться, хоть завтра в библиотеку пойду, подниму литературу, освою ее за какое-то время. (ког)
- Мама, у меня порвалось платье. (ког) Я знаю, к вещам нельзя привязываться. (фон) Но ты тогда купи мне взамен юбочку, бархатную, вишневого цвета - она такая милая. (ког)
- Мне понятен ваш упрек, Клементина, я действительно опоздал со своим предложением. (ког) Но что же поделаешь с тем, что юность уходит безвозвратно? (фон) Ну хотите, я начну бегать по утрам и приобрету гири? (ког)
Упражнение 3. Продолжите следующие когнитивные фразы и пять когнитивных фраз по своему выбору, воспользовавшись формулой "когнитивная лягушка". Контекст в случае необходимости определите сами.
1. - Я иду в магазин.
2. - Я только что прилетел из Африки.
3. - Открой окно, Куприян.
4. - (твердо) Я хочу на тебе жениться, Инесса!
5. - Побрейся, Горгоний!
Ответ.
1. - Я иду в магазин. (ког) Но городская жизнь изобилует неожиданностями. (фон) Поэтому вернусь не скоро, не ждите. (ког)
2. - Я только что прилетел из Африки. (ког) Африка - это совсем другой мир. (фон) Поэтому тебе, Мелания, в подарок я привез шкуру крокодила.
3. - Открой окно, Куприян. (ког) Свежий воздух - основа здоровья. (фон) И дай мне еще одно одеяло, шерстяное. (ког)
4. - (твердо) Я хочу на тебе жениться, Инесса! (ког) Удачный брак - фундамент жизненного успеха мужчины. (фон) Поэтому выходи за меня замуж! (ког)
5. - Побрейся, Горгоний! (ког) Красота мужчины - в его собственных руках и щеках. (фон) Я же подарила тебе немецкую бритву - так вспомни про нее! (ког)
"Стилистическая лягушка": стил - ког - стил.
Эта формула хороша для экспрессивных трансляций, в которые протагонист хочет вложить непосредственный смысл, но при этом ясно показать, что не в нем суть:
- Ой! (хватается за голову) (стил) Я забыл свое последнее стихотворение. (ког) Какой ужас! Ужас! (стил)
- Брр! Мрак! (стил) Твоя последняя любовь не стирает свои носки - видимо, никогда, Манефа. (ког) (с чувством) Я чуть не умерла! (стил)
- Ситуасьон не слишком комильфо. (стил) Пошли отсюда, Велимир, а? (ког) Уй, пшшли! (стил)
Упражнение 4. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формуле "стилистическая лягушка".
1. - Ну как, Агния, выспалась?
2. - Почему всегда я виновата?!
3. - И что мне теперь делать? Застрелиться?
4. - (при встрече) Ах, Варсонофий!
5. - А если я сяду тебе на колени, тоже промолчишь, Никифор?!
Ответ.
1. - (потягивается, долго зевает, потом кивает) У-у. (стил) Отлично выспалась. (ког) Во! (показывает большой палец) (стил)
2. - (напевает) Виновата ли я, виновата ли я. (стил) Такой уж видно ты уродилась, Эсфирь. (ког) (напевает с насмешливой интонацией) Виновата ли я, что люблю?! (стил)
3. - (с грузинским акцентом, с пафосом) Стрэллайса! (стил) А можешь просто извиниться, Аверкий. (ког) Или - (приставляет указательный палец к виску) пиф-паф! (стил)
4. - Пусинька! Лапочка! (стил) А что ты здесь делаешь, Нинель? (ког) (нежно) А, пупсик? (стил)
5. - Ох! (стил) Да, Клавдия, наверное тоже промолчу. (ког) (тяжело вздыхает и смотрит невозможными глазами) (стил)
Упражнение 5. Укажите, где в следующей сценке действующие лица используют в своих трансляциях семантические "рыбки" и "лягушки" и определите, какие именно. Определите семантически-гладкие и семантически-ломаные трансляции.