Выбор метода исследования является вспомогательным, но ключевым решением и может быть реализован в пять этапов. С одной стороны, выбор метода должен обеспечить объективность, воспроизводимость, доказательность и точность проводимого исследования, а с другой – снизить затраты времени и средств на эту работу.
1-й этап – выявление причин выбора метода. Актуальность определения формальных, в том числе логических, процедур выбора метода исследования возрастает под воздействием трех групп причин.
Первая группа причин состоит в росте числа методов исследования, порождаемом разнообразием практических задач в управлении организациями. В этой связи число методов будет расти.
Вторая группа причин определяется как возрастанием сложности решаемых задач, так и объекта и предмета исследования.
Третья группа причин связана с возрастанием динамичности рыночной или внешней среды, ускорением темпов обновления продукции, технологий и оборудования.
2-й этап – выявление факторов, обусловливающих выбор методов проведения исследования. Совокупность или комбинация трех групп причин выбора метода генерирует следующие факторы влияния на выбор метода проведения исследования:
1) существо практической проблемы, подлежащей решению;
2) вид и характер располагаемой информации, типовое представление объекта и предмета исследования;
3) комбинация фаз жизненного (рыночного) цикла, товара и организации его производящей;
4) предполагаемый тип менеджмента (традиционный, системный, ситуационный, социально-этический менеджмент);
5) требования к результатам исследования и другие обстоятельства конкретной проблемы.
Эти значащие факторы влияния целесообразно рассматривать в системном единстве, причем не обязательно в приведенной последовательности. Малозначащие факторы для конкретного исследования могут быть признаны несущественными.
3-й этап – подбор методов на соответствие условиям исследования. Исследователь должен в результате подготовительных работ структуризовать информацию об объекте и предмете исследования, проанализировать ее и принять решение о том, какой из методов в большей степени соответствует конкретным условиям проведения работ. Вначале при подготовке решения о выборе метода исследования рекомендуется выделить как те методы, применение которых возможно в условиях решаемой задачи, так и те, применять которые нельзя. Последние исключаются из числа рассматриваемых альтернатив.
4-й этап – определение типового представления объекта исследования. Важную роль в выборе метода может сыграть типовое представление объекта исследования. С каждым из типовых представлений связано некоторое множество элементов методологической среды исследования: методы, способы, этапы. Это отражает известная булева (логическая) матрица наличия или отсутствия связи между типовым представлением и методом исследования объекта (табл.).
5-й этап – выбор метода по наличию связи с типовым представлением объекта. В случае отсутствия искомой связи вид методов не может быть применен при данном типе представления объекта и предмета исследования. Факт наличия такой связи подтверждается, если в пересечении строки и столбца проставлена «1», и связь отсутствует, если в пересечении строки и столбца проставлен «0».
Таблица - Булева (логическая) матрица наличия или отсутствия связи
между типовым представлением и методами исследования
№ | ||||||
Строки этой матрицы пронумерованы от 1 до 6 и соответствуют:
1 – неосознанному (интуитивному) представлению;
2 – предметному представлению (описанию) объекта и предмета исследования естественным (понятным) языком;
3 – описанию функций подразделений организации;
4 – представлению функций организации;
5 – представлению подсистем системы управления;
6 – представлению организационной структуры.
А столбцы этой матрицы пронумерованы в соответствии с номерами видов и методов исследования:
1 – экспертные;
2 – функциональный анализ;
3 – обследования;
4 – диагностический;
5 – графические;
6 – организационного моделирования.
Следует обратить внимание и на то, какой метод управления (тип менеджмента) предполагается использовать и насколько он отличается от традиционно используемого в исследуемой организации. Это объясняется тем, что различные типы менеджмента предъявляют различные требования к уровню централизации и децентрализации прав, полномочий и ответственности в рамках системы управления, а также некоторые другие особенности, например, степень привлечения персонала к принятию решений или участию в управлении (Глущенко, 1997).
Традиционный менеджмент. «По умолчанию» предполагается, что существенных изменений в распределении полномочий не планируется. И выбор метода здесь зависит от глубины и масштаба проблем в организации.
Системный менеджмент предполагает необходимость рассмотрения в ходе исследования множества элементов проблемы или элементов, решающих проблему, а также связей между ними. Поэтому такой тип менеджмента чаще всего использует экспертные и социологические методы.
Ситуационный менеджмент ориентирует на прогнозирование последствий принимаемых решений по системе управления. Результат такого прогноза может носить качественный (хуже, лучше или предпочтительно, недопустимо и т.д.) или количественный характер. Поэтому такой тип менеджмента чаще должен использовать экспертные, функциональные методы исследования.
Социально-этический менеджмент предопределяет необходимость получения прогноза последствий принимаемых решений, а также оценки значимости и (или) влияния их последствий на состояние объектов, попадающих в сферу влияния этого решения. Оценка значимости этих последствий для состояния объектов, попадающих в сферу влияния разрабатываемого решения, позволяет классифицировать результат такого воздействия, как допустимый, недопустимый и т.д. Результат прогноза может носить качественный (допустимое, недопустимое и т.д. состояние) или количественно-качественный характер, когда качество состояния определяется исходя из анализа числовых значений параметров и их сравнения с количественными оценками различных типов состояний.
Морально-этический менеджмент использует прогно з реакции персонала на соответствующие изменения и воздействия.
Стабилизационный менеджмент требует прогноза направления и скорости изменения параметров объекта управления и результата стабилизирующих управляющих воздействий.
Известна также следующая классификация методов и моделей исследования:
1) активизации интуиции и опыта специалистов (творческой деятельности) – МАИС;
2) формального представления систем – МПФС;
3) комплексные – используют элементы и МАИС и МПФС.
Методы МАИС (для плохо организованных систем):
· мозговая атака;
· морфологический анализ;
· метод аналогий;
· сценарный метод;
· структуризация (дерево целей, графические методы, сетевые модели);
· метод Дельфи;
· метод решающих матриц;
· экспертные методы.
Методы МПФС:
· аналитические (методы математического исследования, программирование, метод игр, исследование операций и др.);
· статистические (применяются к хорошо организованным системам, которые имеют четкие зависимости);
· теоретико-множественные (теория множеств);
· логические (алгебра Буля);
· лингвистические;
· семиотические;
· графические (имеют количественные методы обработки графов).
Комплексные методы:
· комбинаторика (соединяет (1) и (3) из МПФС);
· имитационное, динамическое моделирование (соединяет (1) и (7) из МПФС, а также некоторые методы МАИС);
· структурно-лингвистическое моделирование (включает психологические моменты);
· графо-семиотическое моделирование (программы на ПЭВМ).
Классификацию, подобную этой, приводит А.В. Игнатьева (2001):
методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;
методы формализованного представления систем;
комплексированные методы.
Таблица - Классификация видов, методов проведения исследования
и основные объекты их применения
Вид исследования | Метод | Разновидность | Основные объекты исследования | |||
Структуризации целей | Графический | Дерево целей Матрица Таблица Список | Миссия организации, цели организации и подразделений | |||
Экспертно-аналитический | Экспертный | «Дельфи» «Мозговой штурм» Деловая игра Морфологический[29] Социологические Сценариев и др. | СУ, ее подсистемы, элементы и компоненты | |||
Обследования | Экспертные Функциональный анализ Методы исследования информационных потоков Матрица SWOT Графические | Функции Функциональная структура Информационная структура Нормативная документация организации | ||||
Диагностический | Экспертные Аналитические (статистические, морфологические и др.) | Организационная структура | ||||
Графический | Вида дерева целей Матрица Таблица Сетевые | Визуализация результатов исследования | ||||
Организационного моделирования | Моделирования Графический Аналогий | Организационное моделирование (параметрический анализ, функциональная модель – SADT) Кибернетические Экономико-математические (факторный анализ и др.) | Функциональная структура Организационная структура | |||
Комбинированный | Комбинация методов и видов | Комбинация разновидностей методов исследования (социально-экономический эксперимент и др.) | СУ, ее подсистемы, элементы и компоненты | |||
Большинство перечисленных методов разработано задолго до появления системного анализа и используется самостоятельно. Роль методологии системного анализа сводится к максимально точной формулировке задачи и подбору метода на каждом этапе, в наибольшей степени соответствующего существу постановки задачи. В ряде случаев системная методология позволяет более точно очертить круг задач, наиболее эффективно решаемых каждым данным методом. В отношении некоторых методов системная методология позволила несколько переосмыслить и переоценить их значение и границы применимости, найти типовые постановки задач, решаемых данным методом.
Вклад методологии системного анализа в развитие таких точных методов, как аналитические, экономико-математического моделирования относительно невелик. То новое, что вносит здесь системная методология, – это подход не от метода, а от задачи, требование комплексного использования целой серии методов или их системного использования для решения различных частей и этапов проблемы.
Ряд слабо формализованных методов был порожден развитием именно системной методологии и потребностями системного анализа – слабоструктуризованных проблем. К числу собственных инструментальных достижений системной методологии исследователи относят методы сценариев, получения и анализа экспертных оценок – метод «Дельфи» – и методы построения и анализа деревьев целей. Тесно связаны с развитием системного анализа также и диагностические методы.
В процессе изучения или решения проблемы применяются различные методы и принципы исследования. Чаще всего на практике используются четыре метода проведения исследования – диагностика, анализ, прогнозирование и синтез, составляющие основу внутреннего аудита в рамках функционирования подсистемы саморазвития.