Информационное обеспечение системы управления (СУ) организации, с точки зрения системного подхода, эффективно может быть осуществлено только в рамках информационной системы (ИС). При этом информационную систему нельзя полностью отождествлять с самой системой управления, поскольку она является неотъемлемой частью информационно-поведенческой подсистемы (ИПП) СУ.
Целью СУ в целом является управление объектом, т.е. анализ его состояния, принятие решений о путях дальнейшего его функционирования в свете стоящих перед ним задач, а также организация практической реализации принятых решений и контроль их исполнения. Цель ИО – это сбор и фиксация информации об управляемом объекте, переработка этой информации и представление ее в виде, удобном для анализа, передача определяющих управляющих воздействий (распорядительной информации) о принятом решении.
Система управления, ее функциональная и организационные структуры являются структурообразующими по отношению к ИС факторами, поскольку статика (элементы, компоненты, звенья и уровни) и динамика (процессы управления) этих структур являются источниками управленческой информации или информационных потоков.
|
|
К информационным ресурсам, управляемым ИС, относятся цифровая, текстовая, графическая, голосовая (звуковая) и видеоинформации. Постоянно усложняющейся задачей является поддержание необходимого уровня защиты и целостности данных и в то же время обеспечение глобального доступа к информации, требуемой для ведения бизнеса. Информационные ресурсы включают в себя также отношения между элементами данных, в результате которых организации требуется получение полезной для нее информации. Становление ИС в организации зависит от характера управления ресурсами ИС, отдачи информационных технологий, а также от того, какое значение ей придается в управлении организацией.
Известны следующие три роли ИС в организации:
1) реагирующая, когда управление ИС пассивно реагирует на специальные требования и постоянную необходимость снижения затрат;
2) опережающая, когда управление ИС инициирует и направляет проекты, реализуемые для повышения эффективности хозяйственной деятельности;
3) координирующая, когда управление ИС играет роль своего рода делового консультанта в вопросах сведения хозяйственных требований и технологии.
Руководителям ИС приходится постоянно искать баланс между реагирующей, опережающей и координирующей ролями, которые они выполняют в организации. В этой ситуации крайне необходима гибкость ИС и поддержание ресурсов ИС путем установления партнерских отношений с другими службами организации и внешними организациями. Это может выражаться в форме совместных проектов с внутренними пользователями, клиентами, поставщиками..
|
|
В связи с лавинообразным накоплением объемов информации ее рациональное использование во многих случаях невозможно без компьютерной обработки. Учет на практике этой особенности играет определяющую роль в формировании скорости принятия решения в системе управления. К сожалению, в этом вопросе российские предприятия отстают от зарубежных.
В крупных и средних организациях в рамках ИПП могут использоваться информационные системы различного назначения, обеспечивающие обработку информации на ПЭВМ и принятие управленческих решений. Основой таких информационных систем, как правило, являются автоматизированные системы управления (АСУ). Следует отметить, что существование ИС не связано с наличием или отсутствием АСУ.