Фрай Р. Н. Наследие Центральной Азии. - Душанбе, 2000

Лекция I.

Введение. Первобытнообщинный строй на

Территории Центральной Азии

План

  1. Введение. Предмет истории, источники и литература по Истории таджикского народа
  2. Основные периоды первобытнообщинного строя.
  3. «Авеста» - как исторический источник по Истории таджикского народа

1. История - это наука изучающая историю развития общества и процессов происходящих в жизни человечества.

История таджикского народа – наука изучающая историю событий и процессов произошедших в судьбе таджикского народа и их предков ирано-язычных народов Центральной Азии.

Предмет Истории таджикского народа включает важные исторические периоды и события в жизни таджикского народа, своеобразие политического, экономического и культурного развития государств в прошлые времена, которые дополняют знания студентов.

Подготовка к занятиям предполагает самостоятельное изучение студентами источников и литературы, обсуждение поставленных вопросов в ходе занятия, выполнение самостоятельной работы по составлению исторического словаря, которое позволяет закрепить свои знания по истории таджикского народа и способствует формированию исторического мышления.

Самостоятельная подготовка студента по изучению истории таджикского народа и обсуждение предложенных вопросов на занятиях позволяет студентам успешно сдать зачетно-экзаменнационную сессию по данной дисциплине.

Основные источники и литература по предмету История таджикского народа:

Гафуров Б.Г. Таджики. Книги 1и 2. – Душанбе, 1989.

Важные страницы из истории таджикского народа (хронология, исторические личности, государства, историко-географические названия). Составители: Саъдиев Ш.С., Хотамов Н.Б. – Душанбе, 2008.

История таджикского народа. Т. 1-2. М., 1963, 1964.

История таджикского народа. Т. 1, 2, 5 – Душанбе, 1998, 1999, 2004.

История Таджикской ССР (Учебник) – Душанбе, 1983.

Негматов Н.Н. Государство Саманидов. – Душанбе, 1977.

Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. – Душанбе, 2000.

Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Книга 1. От арийцев до Саманидов. – Лондон, 1999.

Таджикская ССР. Энциклопедия. Раздел «История». – Душанбе, 1974, 1984.

Фрай Р. Н. Наследие Центральной Азии. - Душанбе, 2000.

2. История первобытнообщинного общественно-экономического строя по своей продолжительности является самым долговременным периодом возникновения человеческого общества. В исторической науке история первобытнообщинного строя обычно подразделяется на два вида периодизации - материальную и социальную. Материальная периодизация составлена согласно найденным археологами орудиям труда и материальной культуры древнейших людей и делиться на три этапа:. Границей, отделяющих людей от животного мира, явилось изготовление каменных орудий. Поэтому начальным и самым длинным этапом в развитии человеческого общества являлся каменный век, который также подразделяется на несколько периодов.

1. Каменный век – от 3-2 млн. лет до нашей эры до V-III тыс. лет до н.э.

Каменный в

ек также делится на а) палеолит (древнекаменный); б) мезолит; в) неолит; г) энеолит -меднокаменный периоды.

2. Бронзовый век – V-III тыс. лет до н.э. до I тыс. лет до н.э.

3. Железный век - с I тыс. до н.э.

Другая периодизация первобытного общества вытекает от развития общественных отношений первобытных людей (социальная периодизация):

1. Дородовой строй (первобытное стадо человекообразных обезьян);

2. Родовой строй (матриархат и патриархат);

3. Родоплеменной строй.

Научным событием в истории каменного века Центральной Азии является находка археологов во главе с А.П. Окладниковым в гроте Тешикташ, где были найдены кости останков мальчика-неандертальца (50-40 тыс. лет до н.э.). Это открытие является на сегодня самой восточной находкой первобытного человека в Евразии.

Наиболее древняя стоянка человека найдена в Южном Таджикистане Палеолитическая стоянка Кульдара у кишлака Лахути Ховалингского района имеет возраст 800 тыс. лет до н.э. В другой стоянке первобытных людей Каратау в Яванском районе, возраст – 600 тыс. лет до н.э., найдено около 1 тыс. каменных орудий. На территории Таджикистана археологами найдены десятки стоянок каменного века.

С развитием орудий труда в жизни людей происходят изменения. Первое разделение труда произошло между земледелием и скотоводством, первые избрали оседлый образ жизни, а вторые кочевой.

В начале VI-го тыс. до н.э. древнее население Средней Азии вступает в неолитический период каменного века. Люди приучились осваивать земледелие и приручать животных. По археологическим находкам этого периода стали известны носители Джейтаунской культуры (Южная Туркмения), Кельтеминарской культуры (равнинная часть Средней Азии) и Гиссарской культуры (горная часть Таджикистана).

К основным памятникам Гиссарской культуры относятся стоянки– Туткаул, Сайёд, Бульёни поён, Кангурттут, Тепаи Гозиён. Гиссарцы в основном занимались земледелием и скотоводством, собирательством и охотой. В данных стоянках найдены каменные, кремневые и костяные орудия труда, зернотёрки, кости домашних животных и погребения людей.

Второе разделение труда произошло в энеолитический период, когда ремесло отделилось от земледелия. Оно привело к образованию городов, где жителями в основном были ремесленники и купцы.

Самым известным городом бронзового века является Саразм в 15 км от г. Пенджикента, который просуществовал около 1,5 тыс. лет начиная с 3400гг. до 2000гг. до н. э.. В Саразме найдены дома, семейные святилища очаги, два культовых здания с окрашенными в красный цвет стенами. Погребения людей (женщины) имели украшения, бусы из бирюзы, лазурита, яшмы, серебра и золота и бронзовое зеркало. Основу экономики жителей древнего Саразма составляло поливное земледелие, скотоводство, металлообработка.

3. Самым древним письменным источником по истории предков таджикского народа является «Авеста» - сборник текстов зороастрийской религии. Рукописи «Авесты» были найдены французским ученым Анкетилем Дюпероном в середине XVIII века в Индии у парсийских жрецов. Дюперон вернувшись на родину перевел рукописи на французский язык. Таким образом, начиная с XVIII века до наших дней ученные изучают древнейший письменный источник иранских народов. В Таджикистане осуществлен перевод на таджикский язык книги «Авеста».

«Авеста» (означает «основа», приложения к ней «занд» - «знание») - древний письменный исторический источник, который был составлен в течении 12 столетий с конца YII века до н.э. до YI века н.э. Письменный текст религиозного сборника был составлен ещё в Ахеменидском государстве. Однако, в годы правления Александра Македонского эти тексты были уничтожены. Затем сбор текстов «Авесты» продолжили в Аршакидском (Парфянском) государстве в I веке до н. э. и завершили написание сборника текстов и обрядов зороастрийской религии в Сасанидском государстве, при правлении Хусрава 1 Анушервана в VI веке. В религиозном сборнике собраны учения Зардушта (Зороастра) и другие религиозные тексты и обряды. Зороастрийская религия – древняя религия ирано-язычных предков таджикского народа. Основателем религии является Зардушт (Заратуштра), который жил в YII веке до н.э. Заратуштра 2700 лет тому назад проповедовал народам религию единобожия.

До наших времен сохранилась только четвертая часть рукописей «Авесты» (всего 21 книга - наска, объемом 12 тыс. страниц). Дошедшая до нас «Авеста» состоит из следующих книг: «Ясна» - жертва, моление – тексты религиозных обрядов; «Яшты» - восхваление богов; «Видевдат» - закон против девов, древние мифы; «Виспрат» - «все владыки» собрание молитв. Богам. «Гаты» - песни Зардушта были составлены в среднеазиатском междуречье в VII - VI вв. до нашей эры. В 1999 году в Таджикистане отмечалось 2700 - летие «Авесты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: