Государственные доходы Российской империи за 1881 - 1892 гг

(в тысячах серебряных рублей)

Годы Подати и сборы с дохо-дов Право на тор-говлю Питей-ный доход Прочие акциз-ные доходы: табак, сахар, нефть Таможе-нный доход Лесной доход Поступ-ление с казен-ных ж/д и ж/д обществ Выкуп-ные плате-жи Прочие доходы Итого обыч-ных дохо-дов
                -    
                -    
                -    
                -    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

В целом налоги с 1881 по 1890 годы выросли на 318411 тысяч рублей или почти в 1,5 раза. Для нас больший интерес представляют изменения соотношения статей доходов. Так, доходы от податей и сборов сократились на 48%. Ненамного (119%) вырос питейный налог и т.д.

Зато на 152,3 % выросли налоги на право за торговлю, на 457,2% выросли поступления от акцизов, на 572,2% - доходы от железных дорог, на 152,2% - поступления от таможни. В общей сложности эти статьи доходов давали уже 25% от общего числа поступления в казну.

Но даже не это самое главное. Важно то, что опережающими темпами (457% и 572%) росли те доходы, которые указывали на динамичное развитие железнодорожного строительства, сахароварения, нефтедобычи и т.д.

Помимо этого форсированно шла добыча золота, продолжалась практика внешних заимствований. Правда, следует отметить, что совокупный долг за 1881 - 1891 гг. составил всего 10,5% от совокупных обычных доходов (без чрезвычайных и оборотных), т.е. сумму, вполне соотносимую с доходами государства.

В качестве примера можно привести следующее: совокупный обычный доход за эти годы составил 9762611 тыс. рублей, тогда как займы (внешние и внутренние) составили сумму 1031342 тыс. рублей, т. е. разница составила 8731269 тыс. рублей.

За 1882 - 1885 гг. на 30% выросли таможенные сборы. С 1882 года - по 1889 год торговый баланс России был активен. Всячески усиливался экспорт хлеба. Неслучайно любимой поговоркой преемника Н.Х.Бунге на посту министра финансов - И.А.Вышнеградского (1888-1892 гг.) была: "Не доедим, но продадим!"

Параллельно с помощью высоких пошлин сдерживался импорт товаров, что позволило добиться в эти годы активного платежного баланса. Все это, хотя и не сразу, привело к наращиванию золотого запаса страны, необходимого для денежной реформы.

Вместе с тем правительства Александра II и Александра III не смогли отойти полностью от поддержки дворянства. На это была в значительной степени направлена деятельность дворянского и крестьянского банков, учрежденных в 1885 и 1882 годах соответственно. Не получилось полностью отойти и от прямого финансирования крупных казенных предприятий. Все это приводило к тому, что не удавалось решить целый ряд важных экономических проблем, и в частности, стабилизировать денежные отношения в стране, что сделало бы Россию привлекательным рынком для иностранных инвестиций. И хотя за 80-е годы удалось поднять процентные соотношения металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов с 15,1% до 20,2%, однако такое соотношение было явно недостаточным для проведения денежной реформы.

Таким образом, мы можем констатировать, что налогово-финансовая политика правительств в 80-х - начале 90-х годов, создавая определенные предпосылки для промышленного подъема 90-х - 900-х гг., нуждалась в корректировке и дальнейшем совершенствовании.

Экономическое развитие страны в 90-е годы XIX века самым тесным образом было связано с именем С.Ю. Витте (сторонник индустриализации страны на западноевропейский манер), который возглавил министерство финансов в 1892 году и оставался на этом посту 11 лет вплоть до 1903 года.

С этим человеком связана целая серия реформ, обеспечившая возможность и реализацию промышленного бума конца XIX - начала XX веков.

Сергей Юльевич прекрасно понимал, что дальнейшее успешное развитие экономики невозможно без твердой валюты, которая бы обеспечила отечественные и иностранные инвестиции во все секторы Российской экономики. Витте считал, что продолжая линию Бунге - Вышнеградского, необходимо предпринять ряд дополнительных мер.

1. По его предложению проводится жесткая политика по сбору налогов в отношении городского и особенно сельского населения. Вводится целый ряд новых акцизов на товары массового спроса: спички, ситец, керосин, табак, сахар, водку и т.д. В течение 90-х годов косвенные налоги возросли на 42,7%.

2. В 1895 году была введена винная монополия государства, которая давала ежегодно 365 млн. рублей. К 1901 году доход от винной монополии увеличился в 7,5 раз, в результате этих и других мер общие доходы государства выросли с 730 млн. рублей в 1882 году до 1,5 миллиардов рублей в 1897 году.

3. Усиливается протекционизм во внешней торговли, направленный на защиту отечественного производителя и предпринимателя и создания для них благоприятных условий во внешней торговли. Так, в 1891 году таможенная пошлина на иностранные товары достигла 33% от их стоимости.

4. Готовясь к проведению денежной реформы, Витте сумел добиться 3 млн. внешних кредитов. Все это вместе взятое позволило накопить к 1897 году золотой запас на сумму 1 млрд. 95 млн. рублей, т.е. сумму почти равную количеству кредитных билетов, находившихся в обращении. Это и позволило приступить в 1897 году к проведению денежной реформы.

В этом году был принят закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет". В оборот выпускались монеты 4-х достоинств: 5 рублей, 7,5 рублей (полуимпериал), 10 рублей (червонец) и 15 рублей (империал). Прежний кредитный рубль был приравнен к 66,3 копеек золотом, т.е. фактически была проведена его девальвация. Новые бумажные деньги приравнивались к золотому курсу. 1 рубль банкноты был равен 1/15 части империала.

Для того, чтобы банкноты не обесценились, как это не раз бывало и до этого, вводился жесткий контроль за эмиссией. Министерство финансов внимательно следило за тем, чтобы золотой запас составлял не менее половины общей суммы стоимости банкнот, выпущенных в оборот. Новые банкноты выпускались только для замены изымаемых из оборота и при увеличении золотого запаса страны.

Все это позволило добиться того, что рубль стал твердой конвертируемой валютой, и оставался таковой до конца 1914 года.

Необходимо добавить, что сама реформа с технической точки зрения была проведена настолько виртуозно, что почти никак не затронула цены на рынке.

5. Укрепление валюты, несмотря на важность этой задачи, не являлось самоцелью для С.Ю. Витте. Наряду с выше перечисленными мерами она давала возможность обеспечить необходимый инвестиционный поток отечественных и зарубежных капиталов в промышленность. Теперь, когда страна, помимо всего прочего, располагала и твердой валютой, Россия стала привлекательным рынком иностранных инвестиций, что обеспечило быстрый промышленный подъем.

В конце XIX века - начале XX века империя стала довольно быстро превращаться из чисто аграрной в аграрно-индустриальную державу со среднем уровнем развития.

Свои бюджетные накопления государство вкладывало в промышленность и железнодорожное строительство через систему госзаказов. Политика правительства в этой области предусматривала размещение их внутри страны, не взирая на возможность закупить аналогичное оборудование за границей по более дешевым ценам. На поддержку отечественной промышленности была направлена практика госсубсидий. Таким образом, правительство проводило, хотя и гибкую, но явно прорусскую промышленную политику.

Особое внимание в эти годы государство уделяло строительству и эксплуатации железных дорог и всего железнодорожного хозяйства. При этом деньги выделялись не только на строительство новых путей (хотя эти годы являются наиболее результативными в этом отношении), но и на выкуп частных железных дорог, о чем уже упоминалось выше.

6. Укрепление отечественной валюты позволило С.Ю. Витте более уверенно рассчитывать на помощь иностранного капитала. Обращение к этому финансовому источнику осуществлялось в нескольких формах: во-первых, в виде государственных облигационных займов, которые были размещены, прежде всего, во Франции. Кроме того, мы получили займы в Англии, Бельгии и Германии. Во-вторых, с помощью определенных налоговых мер (поощрение ввоза капитала, а не готовой продукции, разрешение свободного вывоза части прибыли, разрешение на вывоз драгоценных металлов и т.д.) правительство сумело резко увеличить прямой инвестиционный поток частных капиталов в промышленность.

В эти годы быстро и в большом количестве создаются либо совместные предприятия, либо предприятия с полностью иностранным капиталом. К 1900 г. доля иностранного капитала в российской промышленности составляла в целом 30% от всех инвестиций. По отдельным отраслям она была намного выше. Так, в угледобывающей промышленности она достигала 70%, в металлургии юга России - до 42%, и т.д.

Все это, наряду с быстрым развитием промышленности, вело и к определенной финансовой зависимости, а следовательно и к финансовой уязвимости, пределы которой четко обозначились к концу 90-х гг. Финансовый кризис на Лондонской валютной бирже в 1899 г. отрицательно сказался на российской экономике, которая казалось бы в эти годы была на подъеме. Все это было довольно быстро осознано правительством и заставило его уже в начале XX века приступить к пересмотру некоторых положений своей финансовой политики. Речь об этом пойдет уже в следующих лекциях.

Рассмотрим теперь как реформы Витте отразились на бюджете страны и как изменилось соотношение различных доходных статей бюджета?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: