Изменения в государственном аппарате в конце 1950-1960-е гг

После смерти Сталина прошла амнистия. Летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась. В апреле 1953 г. в прессе стали Появляться обвинения в адрес сотрудников госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы ("тройки"), система ГУЛАГа была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и генерального прокурора. (Однако основная мае политических заключенных была освобождена только после Двадцатого съезда, партии в 1956 г. В 1954 г. происходило разукрупнение министерств. Сложила четырехзвенная структура: главк - управление -отдел-сектор. Было произведено значительное сокращение численности аппарата. Отраслевой принцип в 1957 был заменен территориальным принципом управления, были созданы) экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы). Территориальный принцип управления позволял корректировать производство в пределах экономических районов. Но в марте 1963 г. образуется Высший совет народного хозяйства. В августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственные закупками, а закупочные цены повышены. Передача за выкуп техники МТС колхоз связывалась с повышением закупочных цен в 1953-1954 гг. Органы правящей партии в 1962 г. были разделены на городские и сельскохозяйственные. Советы были разделены (как и партийные органы). В ноябре 1964 г. воссозданы единые районы.

В 1954 г. в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым бы предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решение кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958г. упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех пяти лет), декларировали отчетность народных судей перед избирателями. Идея "социалистической законности", практика реабилитации нашли отражение решениях Двадцатого съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан "секретный доклад" Хрущева о культе личности Сталина.

В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую. программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. В октябре 1964 г. Н.Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов. Пришедшая к власти 1964 г. группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм экономическими реформами. С 1965 г. упразднением совнархозов восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. к минимуму бы сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимости реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма| централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Но в 70-х г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. В 1969 г. создан Союзный совет колхозов (и их местные советы). В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля. Система народного контроля существовала параллельно прокуратуре.

119. Процесс суверенизации республик в конце 1980-начале 1990-х гг. Распад СССР. Образование СНГ.

Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права республик. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в «войну законов». В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союзного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве, призывы к «борьбе с центробежными и националистическими тенденциями». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР. Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Рух была провозглашена «борьба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», принял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибалтике сохранялась политическая напряженность. В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик. Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик. В январе в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с участием военных, что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное правительство в ряде крупных городов вводит (под предлогом усиления борьбы с преступностью) военно-милицейское патрулирование улиц. В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения проголосовала на «независимую и демократическую республику». Тогда же в Москве, Ленинграде и других крупных городах прошли демонстрации и контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР. На март был назначен референдум по вопросу о сохранении СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республики).

В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс. Проведенный 17 марта 1991 г. референдум подтвердил политический раскол общества, а вскоре проведенное резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в республиканскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б. Ельцин. Продолжалось обсуждение проектов нового союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие — на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г. В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и республик. Много вопросов как о международном, так и внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и о распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции. В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские республики в сентябре были признаны СССР. Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Одновременно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР. Стремясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распадается. В начале декабря Украина объявила о своей независимости (после референдума), и вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что «Советский Союз более не существует» и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР. В рамках СНГ Россия стала самостоятельным государством, а бывшие советские республики — ее равноправными партнерами. Это создало новую ситуацию. Межэтнические конфликты в Молдавии и Грузии, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, межтаджикская война оказались затяжными и кровопролитными. Россия была вынуждена играть роль миротворца, служить прибежищем для сотен тысяч беженцев, нести бремя ответственности и груз обвинений в продолжении прежней «имперской политики» по отношению к вновь образованным суверенным государствам. Ситуация усугублялась присутствием бывших советских вооруженных сил на территории бывших союзных республик; сложной оказалась проблема ядерного оружия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: