Приемы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели

По направлениям действия приемы финансового ме­неджмента можно свести в четыре группы:

  1. приемы, направленные на перевод денежных средств;
  2. приемы, направленные на перемещение капитала для его
    прироста;
  3. приемы, направленные на сохранение способности капитала­
    приносить высокий доход;
  4. приемы, носящие спекулятивный характер (спекуля­тивные
    операции).

Приемы по переводу денежных средств связаны с расче­тами за купленные товары (работы, услуги).

Их основу составляют денежные отношения, в которые включена купля-продажа этих товаров.

Перемещение капитала для его прироста - это инвести­ционная сделка, связанная, как правило, с долгосрочным вложением капитала. Поэтому приемы, направленные на пе­ремещение капитала, представляют собой способы осуществ­ления прироста этого капитала, способы получения дохода на капитал в форме его прироста.

Сохранение способности капитала приносить высокий доход представляет собой приемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйствен­ной ситуации.

Спекулятивная операция есть краткосрочная сделка по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит, и т.п.)

4 Предпринимательские цели и условия формирования

результатов деятельности

Создание и развитие предприятия связано с определенными предпринимательскими целями, которые можно классифицировать например следующим образом:

вещественные цели – производство определенных товаров и услуг (виды и структура продукции, рыночный спрос, производственная мощность, качество ресурсов и продуктов, объем выпуска и реализации, каналы сбыта).

результативные цели – это стоимостное измерение вещественных целей (объем и структура выручки, структура затрат, прибыль, рентабельность, получаемые дивиденды и т.д.)

Финансовая постановка целей деятельности предприятия требует рассматривать его как открытую систему во взаимодействии с другими предприятиями (рис.8).

Условия формирования результатов деятельности:

Внешние условия деятельности предприятия связаны с ситуацией на рынках сбыта и закупок, на финансовых рынках, макроэкономической средой. Внешние факторы влияют на выручку предприятия и уровень затрат предприятия:

§ объем спроса и предложения товаров;

§ цены на продукты и ресурсы;

§ проценты по кредитам;

§ ставки налогов;

§ и другие.

Внутренние условия складываются в результате внутрипроизводственных управленческих решений. Основными внутренними параметрами являются:

§ производственная мощность предприятия ограничивает объем выпуска продукции;

§ уровень технологии и организации производственных процессов влияет на качество товаров и услуг и эффективность использования ресурсов, а, следовательно, на себестоимость и цены реализации продукции предприятия;

§ уровень финансового менеджмента определяет результативность деятельности.

  Характеристика предпринимательских целей
Целевые пвараметры Вещественные -Виды и структура продукции -Программа сбыта -Доля рынка -Производственная мощность -Объем производства и сбыта -Каналы сбыта Размещение производства -Организация производственных процессов и т. д. Результативные -Выручка от реализации -Структура выручки -Величина и структура затрат -Прибыль/рентабельность -Дивиденды ит.д. Финансовые -Платежеспособность -Объем и структура ликвидных резервов -Накопление прибыли -Структура и масштаб инвестиционных программ и т. д.

Рис.8.Система предпринимательских целей

Вопросы для самопроверки?


1. Как соотносятся цели предприятия и финансового менеджмента?

2. На что направлен финансовый менеджмент, и какие решения он помогает реализовывать?

3. Какие приемы финансового менеджмента вы знаете? Как можно сгруппировать их?

4. С чем связаны внешние условия формирования результатов деятельности?

5. Какие внутренние условия деятельности предприятия определяют ее результативность?

6. Какие внешние факторы влияют на выручку предприятия и уровень его затрат?

7. С чем связаны стратегические решения финансового менеджмента?

8. Что включают в себя тактические цели предприятия?

9. На чем основаны нормативы финансового менеджмента?

10. Какие функции финансового менеджмента вы знаете?

1.2.2 Информационная база финансового менеджмента

1. Бухгалтерская отчетность – основной источник информации.

2. Формирование информационной базы финансового менеджмента

3. Реформирование баланса

1 Бухгалтерская отчетность – основной источник информации

Процессы планирования, создания, развития предприятия отражаются в основных финансовых документах.

Баланс предприятия (форма №1) отражает последствия всех финансовых решений – показывает:

§ откуда у предприятия появились средства («Пассив») и как они были использованы («Актив»),

§ каким имуществом располагает предприятие («Актив»),

§ что должно другим (обязательства),

§ что причитается владельцам (собственный капитал).

Необходимые финансовые средства/капитал предприятия получают от собственников в форме вкладов в уставный фонд и от инвесторов-кредиторов. Эти средства используются на приобретение предметов имущества – внеоборотных активов и создание запасов оборотных средств. Эти процессы идут параллельно, и капитал всегда равен имуществу предприятия.

В процессе деятельности, если предприятие получает и накапливает прибыль, то увеличивается собственный акционерный капитал. Убытки деятельности уменьшают собственный капитал.

«Отчет о прибылях и убытках» (форма №2) служит главным образом для расчета налогов. В нем отражаются результаты деятельности:

выручка от реализации, доходы от других видов деятельности. При анализе деятельности эти результаты сопоставляются с затратами.

Результаты и затраты – ключевые понятия экономики.

Текущие затраты – затраты, которые связаны с определенным текущим периодом; они возмещаются из выручки этого периода и отражаются в форме №2.

Капитальные затраты (единовременные, инвестиционные) возмещаются в течение многих периодов, затрагивают позиции баланса. Это приобретение зданий, сооружений, машин и оборудование, создание производственных запасов.

В финансовом менеджменте следует различать между собой и следующие парные понятия

Результат Затраты

Приход Расход

Поступления (приток) Выплаты (отток)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: