По направлениям действия приемы финансового менеджмента можно свести в четыре группы:
- приемы, направленные на перевод денежных средств;
- приемы, направленные на перемещение капитала для его
прироста; - приемы, направленные на сохранение способности капитала
приносить высокий доход; - приемы, носящие спекулятивный характер (спекулятивные
операции).
Приемы по переводу денежных средств связаны с расчетами за купленные товары (работы, услуги).
Их основу составляют денежные отношения, в которые включена купля-продажа этих товаров.
Перемещение капитала для его прироста - это инвестиционная сделка, связанная, как правило, с долгосрочным вложением капитала. Поэтому приемы, направленные на перемещение капитала, представляют собой способы осуществления прироста этого капитала, способы получения дохода на капитал в форме его прироста.
Сохранение способности капитала приносить высокий доход представляет собой приемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации.
|
|
Спекулятивная операция есть краткосрочная сделка по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит, и т.п.)
4 Предпринимательские цели и условия формирования
результатов деятельности
Создание и развитие предприятия связано с определенными предпринимательскими целями, которые можно классифицировать например следующим образом:
вещественные цели – производство определенных товаров и услуг (виды и структура продукции, рыночный спрос, производственная мощность, качество ресурсов и продуктов, объем выпуска и реализации, каналы сбыта).
результативные цели – это стоимостное измерение вещественных целей (объем и структура выручки, структура затрат, прибыль, рентабельность, получаемые дивиденды и т.д.)
Финансовая постановка целей деятельности предприятия требует рассматривать его как открытую систему во взаимодействии с другими предприятиями (рис.8).
Условия формирования результатов деятельности:
Внешние условия деятельности предприятия связаны с ситуацией на рынках сбыта и закупок, на финансовых рынках, макроэкономической средой. Внешние факторы влияют на выручку предприятия и уровень затрат предприятия:
§ объем спроса и предложения товаров;
§ цены на продукты и ресурсы;
§ проценты по кредитам;
§ ставки налогов;
§ и другие.
Внутренние условия складываются в результате внутрипроизводственных управленческих решений. Основными внутренними параметрами являются:
§ производственная мощность предприятия ограничивает объем выпуска продукции;
|
|
§ уровень технологии и организации производственных процессов влияет на качество товаров и услуг и эффективность использования ресурсов, а, следовательно, на себестоимость и цены реализации продукции предприятия;
§ уровень финансового менеджмента определяет результативность деятельности.
Характеристика предпринимательских целей | |||
Целевые пвараметры | Вещественные -Виды и структура продукции -Программа сбыта -Доля рынка -Производственная мощность -Объем производства и сбыта -Каналы сбыта Размещение производства -Организация производственных процессов и т. д. | Результативные -Выручка от реализации -Структура выручки -Величина и структура затрат -Прибыль/рентабельность -Дивиденды ит.д. | Финансовые -Платежеспособность -Объем и структура ликвидных резервов -Накопление прибыли -Структура и масштаб инвестиционных программ и т. д. |
Рис.8.Система предпринимательских целей
Вопросы для самопроверки?
1. Как соотносятся цели предприятия и финансового менеджмента?
2. На что направлен финансовый менеджмент, и какие решения он помогает реализовывать?
3. Какие приемы финансового менеджмента вы знаете? Как можно сгруппировать их?
4. С чем связаны внешние условия формирования результатов деятельности?
5. Какие внутренние условия деятельности предприятия определяют ее результативность?
6. Какие внешние факторы влияют на выручку предприятия и уровень его затрат?
7. С чем связаны стратегические решения финансового менеджмента?
8. Что включают в себя тактические цели предприятия?
9. На чем основаны нормативы финансового менеджмента?
10. Какие функции финансового менеджмента вы знаете?
1.2.2 Информационная база финансового менеджмента
1. Бухгалтерская отчетность – основной источник информации.
2. Формирование информационной базы финансового менеджмента
3. Реформирование баланса
1 Бухгалтерская отчетность – основной источник информации
Процессы планирования, создания, развития предприятия отражаются в основных финансовых документах.
Баланс предприятия (форма №1) отражает последствия всех финансовых решений – показывает:
§ откуда у предприятия появились средства («Пассив») и как они были использованы («Актив»),
§ каким имуществом располагает предприятие («Актив»),
§ что должно другим (обязательства),
§ что причитается владельцам (собственный капитал).
Необходимые финансовые средства/капитал предприятия получают от собственников в форме вкладов в уставный фонд и от инвесторов-кредиторов. Эти средства используются на приобретение предметов имущества – внеоборотных активов и создание запасов оборотных средств. Эти процессы идут параллельно, и капитал всегда равен имуществу предприятия.
В процессе деятельности, если предприятие получает и накапливает прибыль, то увеличивается собственный акционерный капитал. Убытки деятельности уменьшают собственный капитал.
«Отчет о прибылях и убытках» (форма №2) служит главным образом для расчета налогов. В нем отражаются результаты деятельности:
выручка от реализации, доходы от других видов деятельности. При анализе деятельности эти результаты сопоставляются с затратами.
Результаты и затраты – ключевые понятия экономики.
Текущие затраты – затраты, которые связаны с определенным текущим периодом; они возмещаются из выручки этого периода и отражаются в форме №2.
Капитальные затраты (единовременные, инвестиционные) возмещаются в течение многих периодов, затрагивают позиции баланса. Это приобретение зданий, сооружений, машин и оборудование, создание производственных запасов.
В финансовом менеджменте следует различать между собой и следующие парные понятия
|
|
Результат Затраты
Приход Расход
Поступления (приток) Выплаты (отток)