Лизинг — это имущественные отношения, которые имеют сложную структуру

1. Одна компания, называемая лизингополучателем, сообщает другой компании, лизингодателю, какое оборудование и на какой срок ей необходимо.

2. Лизингодатель (специализированная лизинговая компания или банк) покупает это оборудование у фирмы-изготовителя или оптовой фирмы.

3. Лизингодатель, уже став собственником оборудования, передает его во временное владение и пользование лизингополучателю, за что взимает с него плату, по форме сходную с арендой.

Заключая лизинговый договор, лизингодатель обязуется по окончании срока договора продать оборудование лизингополучателю, который может как воспользоваться этим правом, так и нет. Кроме того, при лизинге существует особое распределение ответственности между участниками. Например, в случае обнаружения дефектов в оборудовании лизингополучатель направляет свои претензии не лизингодателю, а непосредственно изготовителю, с которым никакими договорными условиями не связан.

Величина арендной платы, так же, как и величина платы за лизинг, определяется по формуле:

Арендная плата = Амортизация + Арендный процент.

Основу арендной платы составляет амортизация оборудования, так как арендатор должен возместить арендодателю его затраты по покупке этого оборудования. Однако если арендная плата ограничится только амортизацией, то арендодателю будет невыгодна аренда: никакой прибыли он не получит, поэтому арендная плата включает в себя и определенный процент. Борьба между арендатором и арендодателем за величину арендной платы — это борьба за величину арендного процента.

Плата за лизинг отличается от арендной платы только тем, что величина амортизации увеличивается на сумму, равную затратам лизингодателя сверх стоимости оборудования, а арендный процент ниже, чем при аренде. В любом случае плата за лизинг должна быть ниже арендной платы, иначе лизинг будет невыгоден.

Рассмотрим другую ситуацию. Фирма, занимающаяся производством парашютов, поставляет их по всей России от Санкт-Петербурга до Владивостока. Расстояния огромные, фирм-покупателей много. Некоторые покупатели исправно осуществляют платежи, другие — задерживают, третьи — вовсе не платят. Фирма-производитель страдает от нерегулярности платежей: она не может планировать свои финансовые операции, поскольку не знает, будут у нее деньги к соответствующему сроку или нет. В этой ситуации фирма может обратиться к банкам, занимающимся факторингом, или к услугам специализированных фирм, называемых фактор-фирмами. Фактор-фирмы, как правило, тесно связаны с коммерческими банками либо являются их дочерними предприятиями.

Суть факторинга как особой формы финансирования состоит в том, что специализированная фактор-фирма (или банк) покупает у своих клиентов их требования к их должникам, затем в течение короткого срока оплачивает клиентам 70—90% требований в виде аванса, а остающиеся деньги клиент получает после того, как к нему поступят счета от должников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: