Предмет философии. Объектомфилософии является весь мир в целом

Объектом философии является весь мир в целом.

Предмет менялся на протяжении времени. Изначально было первое протознание, которое включало все разделы наук, далее выделяются отдельные дисциплины. Делили как Аристотель (4 в д.н.э.). Аристотель выделял:

· логику - науку о правильном мышлении,

· психологию - науку о душе,

· физику - науку о природе,

· метафизику (собственно философию) - учение о первопричинах, самых общих началах бытия.

При этом он называл философию "госпожой наук".

Что движет миром – первый вопрос, поставленный в философии – Фалес: ответ – Вода. Все произошло из воды. Так ли это. Вся суть в логике ответа. Когда он говорил, что все состоит из воды – он доказывал рационально, возникло научное теоретическое рациональное доказательное знание.

Существует концепция распочкования в философии. Появление частных наук постоянно сужало рамки философии.

В.В. Лесевич: "содержание философии разобрано по частям отдельными науками", философия распалась, разложилась".

В. Виндельбанд: "философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед затем, как нищего, выбросили на улицу".

Отделились не только стороны знания, но глубина предмета. Обращались к натуре человека (софисты), изучали бога (средние века), познание (новое время), метаконцепции – природа человека, постмодернистская философия – не совсем ясно что изучает J.

(Философия опоросилась политологией J).

Концепция "распочкования" навязывает представление, будто философия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть "наука наук", поскольку ведь нельзя искусственно положить конец "распочкования"; философия якобы и сейчас, вследствие естественного, закономерного процесса распочкования, заключает в себе значительное число будущих наук.

Более правильно будет концепция предметной идеологии. Согласно же концепции "предметного самоопределения философии" в предмете научной философии никогда не содержалась и не могут содержаться объективные предметы каких-то нефилософский наук.

Предмет философии специфичен и неизменен, из него выделять и "отдавать" другим наукам нечего, да и не нужно; он у нее единственный, неделимый и нераздаваемый по частям. Предмет философии не "распочковывался", предметы естественных наук не порождались им. Частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет, из совокупного преднаучного знания ("протознания").

Предмет философского знания вычленяется из совокупности разных связей (духовных, физических и т.д.). Предметом является– МИР ЧЕЛОВЕКА в целом. Философия ищет разные стороны взаимоотношения окружающего мира и человека.

Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей.

Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - "мир" и "человек". Для каждого из нас мир расколот на две части": Я и Не-Я, система Я и не Я. Мир расколот. Систему можно трансформировать в другие подсистемы. Например, Я- человек.

· Я - Нея

· Человек – природа,

· общество – природа (Если я Общество, то Не Я – природа)

· Если я- сознание, тогда ДУХ – Материя.

· Если я - Субъект ( источник активности) – Объект (на что направлена активность).

Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта:

· Онтологический – онтологические отношения между миром и человеком (бытийное).

  • Познавательный (гносеологические) субъект-объектные отношения.
  • Аксиологические – ценностный аспект (учение о ценностях).
  • Праксиологические субъектно-объектные отношения – учение о практике (Духовно-практический). Практика – критерий истины.

Человек ПСОО Мир

АСОО

ГСОО

ООМЧ

К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек". Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. И всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук по степени общности законов).

Все науки по сравнению с философией – частные науки. Хочет разобраться в отношениях человека к миру и мира к человеку. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку.
Философия не есть наука о всеобщих связях и закономерностях.

Философия это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: