Теория симулякров Ж.Делеза

Французский философ Жиль Делез (1925-1995) коренным образом пересматривает взгляды на особый тип знаков – симулякры, сложившиеся еще со времен Платона.

Для Платона симулякр – это копия копии, искажающая свой прототип, а так как истинность определяется им, исходя из сходства или несходства с идеей вещи, то симулякры лишаются онтологического статуса и осуждаются как подделки, вымыслы, призраки.

За основу своих построений Делез берет утверждение, что оппозиция модель-копия более не имеет смысла.

Само понятие подлинности, соответствия, модели утрачивает смысл, так как, в головокружительной бездне симулякров теряется любая модель.

"Все стало симулякром. Но под симулякром мы должны иметь ввиду не простую имитацию, а, скорее действие, в силу которого сама идея образца или особой позиции опровергается, отвергается. Симулякр … играет, устраняя любое подобие, чтобы с этого момента нельзя было указать на существование оригинала или копии". Делез Ж. Различие и повторение (1969 г.)

В отличие от Платона, для Делеза симулякр уже не просто копия копии, ослабевающее подобие, "деградирующая икона".

Симулякр – это фантасмагорический образ, лишенный подобия; в противоположность иконическому образу, поместивший подобие снаружи, а живущий различием.

По Делезу подобие симулякра представляет лишь внешний эффект, иллюзию, на самом же деле подлинная его сущность в расхождении, становлении, вечном изменении и различии в самом себе.

Теория симулякров Делеза является выражением состояния европейской культуры, переживающей кризис традиционных представлений о мире и человеке.

«Современный мир – это мир симулякров»

«Симулякру свойственно не быть копией, а опрокидывать все копии, опрокидывая также и образцы: всякая мысль становится агрессией»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: