Французский философ Жиль Делез (1925-1995) коренным образом пересматривает взгляды на особый тип знаков – симулякры, сложившиеся еще со времен Платона.
Для Платона симулякр – это копия копии, искажающая свой прототип, а так как истинность определяется им, исходя из сходства или несходства с идеей вещи, то симулякры лишаются онтологического статуса и осуждаются как подделки, вымыслы, призраки.
За основу своих построений Делез берет утверждение, что оппозиция модель-копия более не имеет смысла.
Само понятие подлинности, соответствия, модели утрачивает смысл, так как, в головокружительной бездне симулякров теряется любая модель.
"Все стало симулякром. Но под симулякром мы должны иметь ввиду не простую имитацию, а, скорее действие, в силу которого сама идея образца или особой позиции опровергается, отвергается. Симулякр … играет, устраняя любое подобие, чтобы с этого момента нельзя было указать на существование оригинала или копии". Делез Ж. Различие и повторение (1969 г.)
|
|
В отличие от Платона, для Делеза симулякр уже не просто копия копии, ослабевающее подобие, "деградирующая икона".
Симулякр – это фантасмагорический образ, лишенный подобия; в противоположность иконическому образу, поместивший подобие снаружи, а живущий различием.
По Делезу подобие симулякра представляет лишь внешний эффект, иллюзию, на самом же деле подлинная его сущность в расхождении, становлении, вечном изменении и различии в самом себе.
Теория симулякров Делеза является выражением состояния европейской культуры, переживающей кризис традиционных представлений о мире и человеке.
• «Современный мир – это мир симулякров»
• «Симулякру свойственно не быть копией, а опрокидывать все копии, опрокидывая также и образцы: всякая мысль становится агрессией»