Поструктурализм ставит задачи по преодолению основных положений структурализма, связанных с понятием "структура".
По мнению постструктуралистов, понятие структуры упорядочивает и фиксирует действительность, вписывает её в жесткие рамки и лишает возможности изменения.
Наиболее ярко идеи постструктурализма выражены в работах Жака Деррида.
Им был заложен философский базис не только постструктурализма, но и постмодернизма в целом.
Исходным понятием концепции Деррида является деконструкция.
Оценивая современное состояние философии как кризисное в связи с исчерпанностью её классических форм, французский философ видит выход в новом методе – деконструкции, которая должна расширить горизонты философской мысли.
Основы этого метода Деррида изложил в своём программном произведении
«О грамматологии», увидевшем свет в 1967 г.
По мнению Деррида, философская мысль Запада оказалась "заключённой в карцер" своего категориального аппарата, жёстко определяющего методы познания действительности и навязывающего свой смысл любому рассматриваемому явлению.
|
|
Единственный способ преодоления навязанных реальности смыслов Деррида видит вих деконструкции с помощью глубинного анализа языка.
Деконструкция сделает возможным свободное мышление, в котором нет предписанных схем, а обретение смысла происходит в процессе философствования.
Другим ключевым понятием для постструктурализма, а равно как и постмодернизма, получившим разработку в трудах Деррида, является децентрация. По его мнению, любая структура предполагает фиксацию относительно центральной точки.
Децентрация – это попытка разомкнуть, рассеять структуру, сделать её открытой.
Задача – оспорить принцип центрации и структурирования реальности с помощью бинарных оппозиций.
Принцип центрации пронизывает буквально все сферы умственной деятельности европейского человека:
• в философии и психологии он приводит к рациоцентризму, утверждающему примат дискурсивно-логического сознания над всеми прочими его формами;
• в культурологии – к европоцентризму, превращающему европейскую социальную практику и тип мышления в критерий для "суда" над всеми прочими формами культуры;
• в истории – к презенто- или футуроцентризму, исходящему из того, что историческое настоящее (или будущее) всегда "лучше", прогрессивнее прошлого, роль которого сводится к "подготовке" более просвещенных эпох и т.п."